Отличительные особенности башкирского национального костюма
Содержание:
- Описание разновидностей
- Литература
- Женская одежда[ | ]
- История башкирского национального костюма
- Варианты и особенности нарядов
- Женская одежда
- Отделка [ править | править код ]
- Ход ООД:
- Основные сведения о национальном костюме
- Литература[ | ]
- Женский национальный костюм
- Особенности
- Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату
- Мужская одежда
- Красота свадебного наряда
- Башкирские народные национальные костюмы
Описание разновидностей
Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.
На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.
Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.
Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.
Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.
В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.
В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.
Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.
Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.
Литература
- Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
- Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
- Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
- [https://folk-costume.com/kostyum-tatar-i-bashkir-urala/0/ Костюм татар и башкир Урала]//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
- Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
- Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
- Газета Выбор № 128-131 2020 г. Статья «на счастье к фее прикоснемся».
Женская одежда[ | ]
До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приёмами декоративно-художественного оформления.
Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шёлковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).
Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.
Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.
Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.
Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.
Летом и осенью в сёлах Башкортостана носили лапти (сабата)
По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя
был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором былбурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носиликашмау .
Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.
На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.
История башкирского национального костюма
Обыденная одежда у башкир та же, что и у татар. Одежда мужчин довольно проста. На голове носят тюбетейку, остроконечную коническую шапку из войлока, отороченную мехом с загнутыми ушами кверху, или же повязывают ее разными шалями и платками.
Сверх рубашки и широких шаровар носят летом белого сукна кафтан татарского покроя или халат бухарской работы, зимой же — овчинный тулуп; богатые также носят суконные синие чекмени, род кафтана, воротник и полы которого обложены позументами.
На поясе висит с правого бока колта, или сумка, с левого же два длинных мешочка, в один из которых вставляется ножик.
На ногах носят сапоги, сшитые иногда из цветного сафьяна, или сорыки, похожие на чулки, сделанные из сукна, но пятка и вся ступня обиты кожей и легкой подошвой; надевают также и лапти, или пошки, сделанные из бересты и отличающиеся изяществом от лаптя русского мужика; плетутся же эти лапти совершенно своеобразно: их можно надевать по произволу на ту или другую ногу, но они непрочны.
Волосы на голове мужчины бреют, а женщины заплетают в косы со шнурком, в конце которого прикреплены серебряные мелкие монеты.
Аристократки чернят брови и зубы, красят ногти, употребляют белила и румяна. Замужние женщины на голове носят кажбов, род капора или чепца, состоящий весь из мелких кораллов и бисера, нанизанных на нитки и скрепленных вместе; кроме того, кажбов украшается мелкой звонкой монетой или металлическими бляхами.
Щегольским же убором считается калябаш, шлемообразная чешуйчатая шапочка с длинным и широким хвостом, сплошь унизанным серебряными монетами. Ценность его доходила до 1000 рублей ассигнациями, и носили его только очень богатые башкирки.
В ушах женщины носят большие серьги, а на ногах — ичиги из цветной кожи или сафьяна и туфли на высоких каблуках без задников, а у бедных лапти, как и у мужчин.
Поверх длинной холщовой или бязевой рубахи и штанов надевается зюлень, род кафтана, длинное шелковое или нанковое платье, летом без рукавов, зимой с рукавами; вокруг груди и воротника зюлень оторачивается цветными лоскутками и обвешивается мелкой монетой и металлическими бляхами (салтярь, или нагрудник). Зажиточные носили красные суконные халаты, полы которых, впрочем, у самых богатых обкладываются золотыми или серебряными позументами.
Молодые женщины носили яркие головные покрывала.
Украшения: различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.
Одежда башкир википедия Поиск по сайту:
Варианты и особенности нарядов
Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.
Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.
Женский
Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:
- изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
- был предусмотрен широкий вырез горловины;
- под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.
Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:
- В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
- Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
- Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.
В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.
Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.
Мужской
Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.
Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.
Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.
Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.
Праздничный
Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами
Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.
Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью
Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние
Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:
- красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
- белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.
Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.
Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.
Женская одежда
До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления.
Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).
Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.
Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.
Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.
Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.
Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата)
По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя
был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором былбурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носиликашмау .
Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.
На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.
Отделка [ править | править код ]
По способу отделки еляны различались на:
- Уҡалы йелән — отделка позументом;
- Танкалә йелән — отделка серебряными монетами;
- Комбәҙле йелән — отделка жестяными узорчатыми бляхами;
- Соfалы йелән — отделка кантовым сукном.
В зависимости от расположения к частям тела человека существовали виды отделок елянов:
- Бөйөлдөрөк (бөйөр — почки) — позумент с кистями или монеты, пришитые к костюму по двум сторонам талии;
- Йелән елкәлеге (елкә — затылок) — серебряная или золотая бахрома на спине еляна;
- Йаурынса (йацрын — плечо) — отделка позументом на заплечье еляна .
Отличались способы ношения елянов: мужчины чаще подпоясывали одежду, запахивали левую полу на правую сторону (правый запах), а женщины не подпоясывали одежду.
По еляну и его украшениям можно было судить о состоятельности башкира. Зажиточные башкиры использовали для украшения монеты, золотой и серебряный позумент, более дорогие и добротные ткани, дорогие меха. Иногда от длины рукавов одежды зависела знатность ее носителя.
Д. П. Никольский в книге о башкирах о . Престижным было ношение еляна из кармазина (нем. Karmesin от арабского; тонкое добротное сукно красного цвета), который преподносился в качестве подарка батырам, победителям соревнований, как свадебный подарок.
В праздничной украшенной одежде выделялись ее социальные функции. Так у богатых для отделки елянов чаще применяли позумент, а у бедных пришивались разноцветные полоски тканей.
Елян также являлся праздничным или свадебным костюма, его включали в состав калыма.
Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.
Ход ООД:
Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас, в Башкортостане отмечается один из самых ярких и красивых праздников – День национального костюма. Сегодня мы поговорим и рассмотрим костюмы народов, проживающих на территории нашей республики, поговорим, конечно, и о башкирском национальном костюме.Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:
1. Что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Муз.рук: Молодцы, ребята, хороший ответ.
2. В какой республике мы живем?
Муз.рук: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
Какая у нас республика? (красивая, богатая, многонациональная, дружелюбна и т. д.).
Муз.рук: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Да, Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля.
Кто сможет сказать, какой город является столицей нашей республики? — Правильно, Уфа.
Ребята, наша республика занимает большую территорию. Живут здесь народы разной национальности.
Назовите, ребята, какие национальности проживают среди нас? (башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, немцы и т. д.).
Муз.рук: Как мы знаем у каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы, и, конечно, игры.
Я сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую народную хороводную игру: «Юрта».
Муз.рук: Кто сможет напомнить правила игры? (делятся на юрты — платки, под музыку передвигаются танцевальными движениями вокруг платков, как только музыка заканчивается, берутся за концы своего платка — юрты и поднимают его над головой, образовав, таким образом, крышу, дом — нашу юрту). Проводится игра.
Музыкальный руководитель приглашает детей наряженныхв национальные костюмы: башкирского, татарского, русского народов. Дети с помощью ведущего описывают одежду того или иного национального костюма.
Муз.рук: А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурек из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили национальную обувь — ситек.
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукрэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были брюки, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Женщины голову прикрывали головным женским убором, который назывался – кумьяулык (платок).
Муз.рук: сейчас вы увидите национальный башкирский костюм в танце. Его исполнит Миляуша Мавлитьяновна. Исполняется башкирский танец «Бурзяночка».
Муз.рук: Очень хочется продемонстрировать в танце и русский национальный народный костюм,который состоит из: кокошника – головного убора, рубашки и сарафана. Танец исполнит Екатерина Викторовна. Исполняется русский народный танец «Калинка».
Давайте поблагодарим наших воспитателей Миляушу Мавлитьяновну и Екатерину Викторовну за их яркие музыкальные номера, поаплодируем им.
Муз.рук: Ребята, с какими народными костюмами вы сегодня познакомились? (Ответы детей). Чем они вам понравились? Какие цвета и узоры присутствуют в башкирском национальном костюме? Что они означают? (Ответы детей).
Наше занятие, ребята, какому праздничному дню было посвящено? (Ответы детей). В завершении нашего занятия предлагаю провести дефиле народных костюмов.
Муз.рук: ребята, сегодня мы с вами много узнали и закрепили свои знания о нашей малой родине — Башкортостане, познакомились с народными костюмами. Наше занятие закончилось. Спасибо всем! Вы все молодцы!
Основные сведения о национальном костюме
Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.
О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.
Многообразие нарядов
В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные. Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.
В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.
- В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
- Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.
Материалы
Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.
Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.
Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.
Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.
Особенности кроя
Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.
У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты. Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.
Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.
Литература[ | ]
- Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
- Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
- Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
- Костюм татар и башкир Урала//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
- Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
- Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
- Газета Выбор № 128—131 2020 г. Статья «на счастье к фее прикоснемся».
Женский национальный костюм
Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка
Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился всё краше
Это подтверждают многочисленные фото.
Платье — основа наряда
Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой). В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.
На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.
Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.
Другие элементы костюма
В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы. Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.
Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.
Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.
Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.
Особенности
Характерной особенностью костюма являлась его многослойность. Вне зависимости от погодных условий башкиры надевали под нижнюю одежду несколько слоёв верхней. Особенно в таких нарядах являлись на национальные праздники.
Одним из особенных нарядов башкир являлась верхняя одежда под названием казакин. Он представлял собой приталенный костюм на подкладке с наличием рукавов, застёгивался на глухую застёжку на пуговицах. Уникальность в том, что носили такое изделие и мужчины, и женщины. Да ещё использовали как одежду военнослужащие.
Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.
Ткани и крой. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могут позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки. При выборе тканей предпочтение отдаётся шёлку, бархату, сатину. В отделке используется кожа, мех, различные бусины, монеты и вышивки.
Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату
10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды как мужской, так и женской. Позже к его хобби, которое стало профессией, подключилась его мать. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.
Это небольшая уютная мастерская башкирского национального костюма. Повсюду здесь старинные монеты, украшения, мельчайшие детали, собранные по крупицам у коллекционеров. Работают в мастерской мать и сын. 10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды, как мужской, так и женской. Позже к его хобби подключилась мама. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.
Ильдар Гиндуллин, дизайнер по башкирскому костюму: «Некоторые этот период называют башкирским ренессансом. Есть уже такие слоганы. Это возвращение старинных костюмов в жизнь. Сейчас идет возвращение к истокам, к корням. Это не только в Башкирии. Это общетюрское направление. У нас в течение 10 лет появились свои мастера. Много мастеров, которые шьют костюмы. Есть мастера, которые делают ювелирные украшения. Все это активно продвигается в массы. Это реконструкция, фестивали, всевозможные мероприятия, стрельба из лука. Это часть этого движения».
Заказывают национальные костюмы не только местные клиенты, заявки поступают со всей страны и даже из-за границы. В настоящее время в этностиле все чаще проводятся свадьбы и мероприятия. Традиционные нагрудники женщины надевают с вечерними платьями, например, для похода в театр. Цены на них от 5 тысяч и выше. Самые дешевые делаются благодаря технологиям 3 д печати. Получаются пластиковые украшения.
Ильдар Гиндуллин: «Среднее изделие может доходить до 15 тысяч. А наше изделие со старинными украшениями в районе от 45. Мы стараемся делать нагрудник из жетонов таких. Изначально они в таком состоянии. Мы их полностью приводим в порядок. До такого состояния. Происходит чистка, реставрация и установка. Многие не нужно чистить. Вот 19 века украшение».
Ильдар с мамой все делают вручную, в том числе и саму одежду. Практически никаких машинных швов. Помимо нагрудников, они воссоздают кашмау — это головной убор, елян — это верхняя одежда. Реставратор отмечает, что настоящий башкирский костюм всегда нес в себе и религиозный смысл.
Ильдар Гиндуллин: «Там открыты только лицо и кисти рук. Поэтому эти костюмы дошли до нашего времени. Если бы они не соответствовали мусульманским канонам, то в истории они не сохранились бы. Его надевают на свадьбы, никахи. Муж может подарить костюм».
Ильдар рассказывает, что для своей семьи они тоже делают нагрудник, который будет передаваться из поколения в поколение. Данное украшение постоянно изменяется и дополняется. По такому нагруднику можно изучать историю прошлого. Здесь есть копии царских монет времен Екатерины, есть украшения 16 века и даже средневековья.
Ильдар Гиндуллин: «Мы видим здесь золоченные украшения. Золоченное украшение 19 века. По центру мы видим печать, она принадлежала одному мулле, который записывал браки. Это его именная печать. И дети, чтобы о нем сохранилась память, они эту печать заключили в украшение. И его устанавливали на нагрудник».
Именно благодаря таким мастерам, как Ильдар, а также национальным праздникам, мастер-классам и участившимся просветительским мероприятиям, возрождение башкирской культуры вышло сегодня на новый уровень.
Алина Таюпова, Альфия Ильясова, Алиф, Башкортостан.
Мужская одежда
Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.
Существует два типа башкирской рубашки:
- В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
- Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.
Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.
Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.
В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.
Красота свадебного наряда
К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.
Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.
На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.
Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.
Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.
Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.
Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.
В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.
Башкирские народные национальные костюмы
Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись памятниками народного творчества.
Народный костюм и является памятником народного творчества.
Традиционный башкирский костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека.
Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности типичные для общества кочевников – скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из различных волокон, кожа овчины, меха – были основными материалами для изготовления одежды. Цвета используемые в изготовлении одежды были яркие – красный, зелёный, синий, черный. Женский башкирский костюм – это народная книга.