Образовательная ситуация с дошкольниками «секреты филимоновской росписи»
Содержание:
- Технология изготовления
- Виды и рисунки детских филимоновских игрушек
- Техника изготовления
- Персонажи глиняных игрушек
- Ход НОД:
- Особенности техники росписи
- Занятия росписью в детском саду
- Учимся технике
- Символизм филимоновской игрушки
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись — НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Филимоновская игрушка»
- Виды игрушки
- Ход занятия:
Технология изготовления
Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.
Поэтапная технология создания:
1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.
2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.
3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.
Виды и рисунки детских филимоновских игрушек
В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:
- Филимоновская уточка — это основной символ водной среды. Использовали как оберег для малышей.
- Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
- Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
- Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
- Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
- Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
- Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.
Более поздними филимоновскими игрушками считаются:
- Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
- Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
- Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
- Образ Чаепития, посвященный самовароварению.
Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.
Техника изготовления
От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.
Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);
После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.
Технология заготовки синики
Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек
Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.
Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.
Технология росписи
Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.
Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.
- Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
- На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
- Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.
Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.
Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.
В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.
Персонажи глиняных игрушек
Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает — разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.
Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:
- женщин. Как правило, это барыня, олицетворяющая образ матери, продолжение рода и жизни на Земле. Чаще ее изображают держащей в правой руке младенца, а в левой утку;
- животных. Медведь — сила и мужественность, а также приход весны (новая жизнь). Корова — сила духа и бодрость, достаток в доме. Олень — счастье в браке, семейное благополучие (хороший подарок на свадьбу и оберег для семьи). Конь — символ бога солнца, ему поклоняются язычники, Коза, баран и бык оберегают от злых духов;
- птиц. Символизируют пробуждение природы, воскрешение всего живого на Земле. Обычно они изображались рядом с барышней. Уточка — основной символ воды, оберег для ребенка и первая фигурка, с которой начинается обучение лепке. Петушок хранит семейный очаг.
Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:
- любота (барыня, танцующая с солдатом);
- солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
- солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
- чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.
Отличительные черты
Игрушки из Филимоново — это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.
Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов — они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.
Специальный орнамент
Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:
- круг — обозначает солнце;
- зигзаг — вода;
- треугольник — символизирует землю;
- росточки и елочки — знаки жизни.
Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка — зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.
Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.
Процесс росписи
Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.
Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.
Ход НОД:
Есть под Тулой, деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Беседа по картинкам:
— Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)
— Как эти игрушки называются? (филимоновские)
— А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)
— Вот она деревня Филимоново (показ макета деревни с домами, деревьями, заборами, украшенные жёлтыми, красными, зелёными полосками)
— А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)
— А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)
— Мастера — народ трудолюбивый, они придумали много пословиц и поговорок о труде. А какие вы знаете? Как их понимаете?
(дети называют пословицу или поговорку и объясняют, как её понимают)
«Глаза боятся, а руки делают»
«Труд кормит, а лень портит»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Терпение и труд всё перетрут»
«Красна птица пением, а человек умением»
«Без труда не вынешь, рыбку из пруда»
6.Рассматривание элементов росписи:
— Ребята, посмотрите на дома в деревне Филимоново. Какие элементы использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки)
— Краски, какого цвета использованы для росписи? (красная, жёлтая, зелёная)
Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.
Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей) .
Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.
Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?
Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка.В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.
Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушки Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.
Физминутка:
Дети имитирую слова воспитателя.
Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. (идут направо а когда поднимают мастеров- налево) Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.
А теперь и мы с вами будем расписывать филимоновскую игрушку- барашка.
Итог:
-ребята, что нового вы сегодня узнали?
-как называются игрушки, которые вы расписывали?
-что особенного в филимоновских игрушках?
-какого цвета краски вы использовали для росписи?
Молодцы.
Особенности техники росписи
Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.
Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.
Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.
Значение цветов:
- желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
- зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
- красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.
Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.
Образцы, сюжеты, символизм
В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.
Типы расписных игрушек:
- Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
- Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
- Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
- Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.
Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.
Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки
Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.
Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.
Изображения:
- круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
- схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.
Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.
Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.
Занятия росписью в детском саду
Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.
Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.
Для занятия понадобятся:
- плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
- настоящие свистульки;
- шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
- ватные палочки или тонкие кисточки;
- гуашь красного и зелёного цвета;
- палитра;
- баночка для воды;
- салфетки.
Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:
Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки
Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.
Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше
Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку
Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию
Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!
Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.
Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами
Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку
Учимся технике
Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.
Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.
Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.
Статья по теме: Как сшить детское нарядное платье: выкройка и мастер класс по кройке и шитью
Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:
- Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
- С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
- Провести полосы посередине желтых и белых полос;
- Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».
Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.
Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.
Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.
Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.
Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:
- игрушка-свистулька в виде лошадки;
- акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
- кисти разного размера;
- вода в баночке;
- тряпка для рук и кистей.
Как раскрашиваем:
- Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);
Статья по теме: Как сделать украшения на Хэллоуин своими руками из бумаги с видео
- На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;
- От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;
- Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;
- Раскрашиваем мордочку и ушки;
- Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;
- Оставляем готовую поделку на просушку.
Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.
Символизм филимоновской игрушки
Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.
Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» — это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.
Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:
- Барыня
– это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.
- Медведь
– один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы.Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.
- Олень
– тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.
- Конь
– символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.
- Всадник на коне
– это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.
- Корова
– благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.
- Волк
– как ни странно, любовь и добро.
- Петух
– это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.
- Утка
— женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.
- Собака
– верный друг и помощник.
- Птица
– это свет и счастье, посредник между мирами.
Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:
- люди;
- животные;
- птицы;
- композиции из нескольких фигур;
Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.
Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.
Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.
Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.
Филимоновские игрушки. Лепка, роспись — НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Филимоновская игрушка»
Публикация «НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного…»
Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Задачи: Развивающие : развивать связанную речь; формировать и активизировать словарь детей, развивать любознательность, память и мышление детей;…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект НОД «Знакомство с филимоновской игрушкой»
Конспект НОД Тема: Знакомство с филимоновской игрушкой Возрастная категория: старшая группа Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое Речевое развитие: расширять представления детей о многообразии…
Проект «Сказки деда Филимона» по теме «Филимоновская игрушка»
Проект совместной деятельности «Сказки деда Филимона » Над проектом работали: дети подготовительной к школе группы № 5 и педагог дополнительного образования — СП «ЦРР – д/с «Сказка» пос. Космомольский Чамзинского района Республики Мордовия Деятельность: творческая, продуктивная…
Конспект занятия в средней группе по ИЗО «Филимоновская игрушка»
Конспект занятие в средней группе по ИЗО « Филимоновская игрушка» Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой, как яркой представительницей традиционно народного искусства нашей родины, закрепить правила работы с кисточкой, красками; обогащать словарь детей словами:…
Филимоновские игрушки. Лепка, роспись — Конструкт занятия «Филимоновская игрушка»
Статья «Конструкт занятия «Филимоновская…»
Муниципальное образование Серовский городской округ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей №11 «Золотой ключик» Конструкт…
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста «Сказка о филимоновской игрушке»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой. Задачи: — Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою…
Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам филимоновской игрушки с детьми среднего возраста «Уточка-свистулечка»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой. Задачи: — Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою…
Страницы:
…
Расскажите детям о Филимоновской игрушке
Филимоновская игрушка — народный промысел, который в старину зародился в деревне Филимоново. Филимоновские мастера делали кухонную утварь из местной глины, но всенародную славу им принесли не предметы обихода, а детские игрушки. Гончарным ремеслом в Филимоново занимались все — мужчины на гончарном круге изготавливали большие изделия, а женщины лепили свистульки и расписывали их малиновыми, желтыми и зелеными красками. Эти игрушки зпвоевали такую любовь, что за ними стали приезжать со всей России.
Филимоновскую игрушку не спутаешь ни с какой другой. Каждая фигурка имеет общие черты — тонкую талию и длинную шею. Вылепленных из глины людей и животных после обжига раскрашивают характерной росписью — разноцветными полосками, солнышками, снежинками, елочками. Яркие филимоновские барышни, кавалеры, сказочные животные были для наших предков не просто игрушками, но и семейным оберегом. Наши предки дарили друг другу свистульки-игрушки с пожеланием семейного счастья, благополучия, достатка.
Виды игрушки
Красивые свистульки сначала отдавались для игры детям, но потом стали также продавать. Занимались лепкой игрушки женщины, они начинали обучаться ремеслу с семи лет, еще девочками. А деньги, которые получали за свистульки, складывали на приданое молодой мастерице.
Филимоновские игрушки – всегда свистульки. Это были формы животных или людей. Часто создавались целые композиции из нескольких персонажей. Сама форма была простая, отдельные мелкие части тела не выделялись. В основном, силуэты барыни или кавалера обладали узеньким недлинным туловищем, переходящим в широкие шаровары или юбку.
Коническая головка сравнивалась по ширине с шеей и была покрыта головным убором — шарфом, шляпкой для женских фигур, фуражкой, шляпой для мужчин. В руках дамы сидел ребенок или птичья трубочка, а у господ — петух или гусь.
Из животных ремесленники чаще всего создавали образы мишек, лошадок, коров и оленей. Они отличались особенным видом рогов и ушей, остальные части были равными: узкое, длинное тело с плавными перегибами, красивые ноги, тонкая шея и маленькая голова.
Создавались в Филимоново и образы. Медведь рассматривался как символ власти, а женщина — как одушевление великой «природы» и как мать-нянька, продолжение клана. Символизировал удачливый брак олень, поэтому фигурки оленей часто предоставляли молодоженам. Птички являлись помощниками Матери-Земли, посланниками пробудившейся природы. Коровы отождествлялись с плодородием и обещали фермерам богатый урожайный год.
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята.
Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!
(Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки)
Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой — филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Послушайте сказку.
Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали анилиновыми красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.
— Какие цвета используют мастерицы?
— Желтый, зеленый, красный, малиновый.
— Какие элементы росписи мы видим?
— Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.
Предлагаю поиграть в игру. Давайте разделимся на 2 группы.
У меня есть узоры. «Дымковские и Филимоновские». Вам надо элементы подставить к нужной картинке. МОЛОДЦЫ!
— Когда я к вам шла, письмо от дедушки Филимона нашла. Вот оно.
«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, распишите волшебными красками филимоновскую сказочную фигурку, чтобы дело мое на Руси не пропало.»
— Филимоновские мастерицы передали вам также медальки с элементами росписи филимоновских игрушек. Давайте их наденем. Они не простые –имеют волшебную силу: игрушки получатся яркие и выразительные.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Пальчиковая гимнастика
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
А что бы глаза не устали всегда говорили:
Мы на стульчиках сидим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
Отдохнули глаза, подготовили руки.
Роспись по мотивам филимоновских игрушек.
— У нас сегодня открывается Мастерская филимоновских игрушек. В конце занятия мы выберем лучшего мастера или мастерицу. Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Заканчиваем роспись.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ,
Рассматривание работ. Подведение итогов. Ответы на вопросы.
— Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы?
Наши игрушки и рисунки – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник. Всем удачи и хорошего настроения.