Чем казачка отличается от «русской бабы»

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Казачка

Доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова в своей научной работе «Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков» описала сложившиеся на протяжении веков представления.
«Идеалом красоты признается женщина белолицая, чернобровая, с густыми и длинными волосами», – отметила М.А. Рыблова.
Исследовательница провела опрос среди современных жителей казачьих станиц и выявила следующие характерные черты идеальной красавицы:

  • стройная;
  • статная;
  • ухоженная;
  • уверенная походка;
  • чувство собственного достоинства в каждом жесте;
  • женственная;
  • сексуальная.

В отличие от типичных русских девушек казачки не стесняются своей эротичности. Многие этнографы и писатели отмечали, что жительницы станиц могут позволить себе кокетничать со знакомыми мужчинами, хотя супружеских измен не допускают.

Поскольку отцы, мужья, братья и сыновья часто бывали в отъезде по служебным делам, практически все хозяйственные заботы ложились на плечи женщин. Поэтому положение казачки в семье было, в целом, вполне приемлемым: она самостоятельно решала многие вопросы, распоряжалась деньгами и урожаем.
Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышню.

Подробное описание казачки оставил в своем романе «Домой!» один из лидеров Белого движения Петр Николаевич Краснов (1869-1947 гг.). Вот его строки: «Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.
Казак с чубом-оселедцем.
С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.
Казацкая стрижка под горшок.
Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

Как у запорожских казаков появилась традиция носить чуб?

Знак зрелости

Сейчас среди современных молодых запорожцев и украинской молодёжи модно щеголять с чубом, особенно в среде националистов. А ещё лет 150 назад такую причёску надо было заслужить!

Вопреки устоявшемуся мнению, не все запорожские казаки раньше имели право носить чуб.

Юноши и молодые воины, не успевшие «понюхать порох», обычно были пострижены «под горшок» или просто побриты налысо.

Символ знатности

Сейчас остелец носят все казаки. Вне зависимости от тяжести кошелька и социального положения. Но вполне вероятно, что в очень далёкие времена это была прерогатива избранных людей.

Большой клок волос на выбритой голове оставляли многие народы мира: гунны, готы, поляки, печенеги и даже древние египтяне.

Праобраз чуба имели воины и князья Древней Руси. Например, такая причёска была у знаменитого древнерусского князя Святослава Игоревича.

Памятник Святославу в селе Холки. По воспоминаниям современников, легендарный древнерусский воитель носил на голове длинную прядь волос. www.topwar.ru

Возможно, русичи позаимствовали эту причёску у тюркских народов, которые активно обменивались культурой с Русью.

Правда такая причёска не была прерогативой знатных казаков. Обычаи и порядки запорожцев отличались демократичностью. Поэтому носить остелец дозволялось всем казакам.

Средство спасения из Ада

В массовой культуре сформировался положительный образ запорожского казака. В книгах и фильмах перед нами предстаёт удалой воин, пылкий поборник правды, защитник Родины и православной веры. Однако благородный портрет не совсем стыкуется с историческим образом. Казаки часто занимались такими неблагопристойными занятиями, как грабёж и работорговля. Причём часто грабили и уводили в полон своих же единоверцев.

Поэтому запорожцы справедливо полагали, что гореть им за эти грехи в аду.

Вряд ли современные казаки совершают смертные грехи, чтобы бояться Ада. Но традиция отпускать остелец осталась.

У казаков

У польско-литовской шляхты XVI — XVII веках чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды. Для запорожских казаков (черкас) такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось. Казачий отрощенный клок волос называют также: айдар, ардар , оселедец, чупрун, чуприна, хохол.

Внешний вид

Евграф Савельев в вышеупомянутой работе отметил, что древнее казачество сильно отличалось своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.

 «То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду», – написал Е.П. Савельев.

Он разделил жителей донских станиц на четыре основных антропологических типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.

Вторым по численности и также характерным для «домовитых» или «старых» станичников Е.П. Савельев называет тип коренных жителей Приазовья, которые тоже приняли участие в этногенезе донских казаков. Исследователь называет их азовцами. Это сухощавые, легкие и подвижные брюнеты с карими глазами и азиатским цветом кожи. У них тонкие лица с орлиными или изящными прямыми носами, слегка выпуклые лбы и маленькие подбородки.

 Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.

Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «… можно встретить лица с чисто южным профилем».

Историк отметил и разницу в темпераменте между верховскими и низовскими казаками. Если первые выделяются своей скромностью, спокойствием, степенностью и строгостью, то вторые – люди, как правило, веселые, горячие, слегка ветреные и вспыльчивые.

Впрочем, среди жителей Дона встречаются самые разные типажи. Некоторые казаки внешне ничем не отличаются от татар или калмыков, или представителей горских народов. Сказывается смешение кровей.

Традиционная одежда

Поскольку традиционная одежда верховских казаков мало отличается от национального южнорусского костюма, описывать ее нет никакой необходимости. Тем более что предки этих людей переселились на юг позднее. В начале XVII века коренные жители донских станиц одевались так, как низовские казаки.

Доктор исторических наук Александр Скорик в своей книге «Казачий Дон. Очерки истории. Часть II» (Ростов-на-Дону, 1995 год издания) отметил, что и западноевропейские, и русские путешественники 400 лет назад удивлялись необычности, яркости казацкого национального костюма, представлявшего собой причудливую смесь различных элементов.

«Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс», – написал А.П. Скорик. Зимой этот наряд дополняла лисья или соболья шуба.

Разумеется, походная одежда воина отличалась простотой и практичностью. Совсем другое дело – парадный или праздничный костюм. Тут донские щеголи позволяли себе нарядиться броско и даже вычурно.

Известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) в книге «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях: Исторический очерк» так описал внешний вид воинов: «… один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой – в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий – в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне».

Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.

Что касается традиционной женской одежды, то она во многом совпадала с национальным турецким костюмом. 400 лет назад донские казачки носили атласные штаны и длинные рубахи, украшенные вышивкой. Поверх такого белья они одевали кубелек – вид одежды, похожий на татарский камзол. Его часто шили из парчи или шелка, дополняя золотыми или серебряными пуговицами. Выходя из дома, женщина надевала каврак (подобие кафтана) с бархатным поясом, сафьяновые сапожки и туфли, а зимой – теплую шубу из ценного меха. Свои собольи шапки казачки любили украшать жемчугом и другими драгоценными камнями.

Что и говорить, на Руси ни крепостные, ни бояре никогда так не наряжались.

Литературное произведение XV в. о Куликовской битве, в которой по преданию приняли участие казаки, называется:

Куликовская летопись

Сказание о битве на поле Куликовом

Сказание о Мамаевом побоище

Илья Муромец, Ермак и Калин-царь

Жилище строили из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались довольно редко. Простой казак для постройки жилища пользовался глиной, камнем, хворостом и даже мелом. Кирпич же в строительстве использовали только очень зажиточные обитатели станиц. Вот как описал казачье жилище Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «В горнице, кроме деревянной крашеной кровати с точеными шишками по углам, стоит возле дверей окованный уемистый сундук с Аксиньиным приданным и нарядами. Под передним углом – стол, клеенка с генералом Скобелевым, скачущим на склоненные перед ним махровые знамена; два стула, вверху – образа в бумажных ярко-убогих ореолах. Сбоку, на стене – засиженные мухами фотографии».

Отношение к родным

Отец для Остапа был идеалом стойкости и отваги. Юноша хотел так же достойно служить Родине, как Тарас. Хотя отца юноша очень уважал, но не робел перед ним. Когда Тарас стал высмеивать бурсацкую одежду сыновей после их возвращения домой с учёбы, Остап обиделся и предупредил отца, что если тот не перестанет над ними смеяться, он его поколотит. Тарас решил посмотреть, как сын бьётся на кулаках, вступил с ним в бой и остался доволен: «Добрый будет казак!»

Свою мать Остап любил и при отъезде в Сечь был «душевно тронут слезами бедной матери».

Сыновья Тараса Бульбы был дружны между собой. Остап и Андрий вместе учились, вместе и прибыли в Запорожскую Сечь и там, подружившись с другими казаками, стали охотиться в степи, на озёрах ловить рыбу, пировать. Вместе с отцом они выступили в военный поход.

Возраст, внешность, образование

Когда Остап вернулся с учёбы, ему было немногим более двадцати лет, а когда он стал настоящим воином, автор уточнил, что ему 22 года.

Этот молодой казак был высоким, статным. После первого боевого похода черты его лица стали сильными и грозными.

Остап до двенадцати лет жил дома, а затем Тарас Бульба определил его на учение в Киевскую академию. Привыкший к вольной жизни мальчик не хотел учиться и сбежал из бурсы, его вернули и высекли. Остап четыре раза свой букварь закапывал в землю. За это его снова секли и покупали новый букварь. Наконец, отец поклялся, что отдаст сына в монастырские служки на двадцать лет, если тот не выучится наукам. Понял мальчик, что не видать ему Запорожской Сечи, если не будет учиться, и стал одним из лучших учеников Киевской академии.

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Общие рекомендации по выполнению

Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:

  • тонкий гребень;
  • машинка для стрижки, триммер для окантовки;
  • классические и филировочные ножницы;
  • пульверизатор для периодического увлажнения волос;
  • фен и продуваемая щетка;
  • стайлинговые продукты — мусс, воск, глина.

Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.

Неказачья нагайка

«Слова Баринова – правда, и от этого никуда не уйти. Думаю, это произошло, в том числе, из-за крена по привлечению казаков к охране порядка на улицах. Общественное мнение формируется под его влиянием. Обыватель не видит казаков на военной службе, охране границы, лесов, сборах, хотя все это присутствует. Но видит полицейских и казаков с нагайками», – отмечает атаман Владимир Громов – в 1990–2008 годы атаман Кубанского казачьего общества, первый в современной России казачий генерал.

Стоявший у истоков возрождения кубанского казачества атаман Громов обращает внимание: образ казака-нагаечника сформировался в годы советской власти, когда муссировалось использование казаков для разгона протестных демонстраций первой русской революции 1905–1907 годов. «В первые годы возрождения казачества мы выступали за изменение восприятия казака обществом

Акцент тогда делался на возрождение культуры, традиций, образа мыслей казаков, а не патрулирование улиц. Сегодня же казачество чаще мелькает в СМИ в связи с разгонами оппозиционных акций, нападением на Pussy Riot, конфликтами с прохожими. Оно вернулось к искаженному образу, навязанному советской властью и не имеющему никакого отношения к казачьей традиции», – продолжает эксперт

«В первые годы возрождения казачества мы выступали за изменение восприятия казака обществом. Акцент тогда делался на возрождение культуры, традиций, образа мыслей казаков, а не патрулирование улиц. Сегодня же казачество чаще мелькает в СМИ в связи с разгонами оппозиционных акций, нападением на Pussy Riot, конфликтами с прохожими. Оно вернулось к искаженному образу, навязанному советской властью и не имеющему никакого отношения к казачьей традиции», – продолжает эксперт.

В качестве примера Владимир Громов приводит использование нагайки. В прошлом казак брал ее, только когда садился на коня, сама нагайка представляла собой небольшой хлыст. Но, зайдя в любой современный казачий магазин, увидим целый набор кнутов и плетей любой длины, расцветки и плетения.

«Сейчас казаки лошади боятся панически, многие ее видели только на картинке. Но они ходят с хлыстами, не имеющими ничего общего с традиционной казачьей нагайкой. По сути дела, у них в руках оружие. Я недавно видел казака в Москве – там не нагайка, целый арапник (длинный охотничий бич. – Прим. ред.), которым он перепоясался как матрос Железняк пулеметными лентами. Ты удиви народ не своей необразованностью, не будь пугалом! Удиви народ культурой, воспитанием», – продолжает собеседник.

Чтобы в общественном мнении переломить представление о казачестве, потребуются годы работы как самих казачьих обществ – от рядовых казаков до атаманов всех уровней, – так и государства.

Казак с нагайкой нападает на участниц группы Pussy Riot в Сочи, 2014

Нужно создавать документальные и художественные фильмы о казаках, чтобы люди видели: казаки – это не патрульные с нагайками, продолжает Владимир Громов.

«Несколько лет назад вышел документальный фильм «Сотня. Месопотамский рейд» о подвиге казаков 1-го Уманского полка, которые, в 1916 году пройдя через враждебные племена курдов и турок, соединились с англичанами. За этот рейд вся сотня награждена Георгиевскими крестами, это первый и единственный случай в Российской императорской армии, – приводит пример Громов. – Но Министерство культуры России, выделяющее деньги на низкопробные и в том числе высмеивающие казаков фильмы, не нашло средств на эту картину».

Что согласно первой заповеди, дороже жизни казака?

Честь и доброе имя

Семья

Казачье войско

Жизнь атамана

К началу 19-века казачьи войска составляли серьезный резерв для русской армии. Казаки в мирное время занимавшиеся земледелием, рыболовством и охотой, практически жившие за свой счет, в случае начала войны собирались по тревоге в полки и отправлялись в район боевых действий, пополняя русскую кавалерию значительным количеством умелых и отважных бойцов. Казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Российская империя. Сыграли большую роль казачьи части и в Отечественной войне 1812 года. В войсках Барклая де Толли числилось 10 полков казаков, в армии Багратиона – 8 полков, а в других русских армиях еще 10 казачьих полков. Всего же в 1812 году выступило 74 воинских формирований казаков против наполеона и его солдат. Переломным моментом войны стало Бородинское сражение, которое считается одним из самых великих и кровопролитных в истории 19 века.

Как звали известного казака-землепроходца?

Семен Дежнев

Ерофей Хабаров

Иван Москвитин

Василий Поярков

«Передо мной – казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше», – сообщал своему начальнику фашистский полковник, участник боев под станицей Шкуринской. «По ночам меня преследуют кошмары. Казаки – это вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего», – писал домой в письме немецкий солдат Альфред Курц, позже зарубленный казаками. «Это черти, а не солдаты. Живыми нам отсюда не выбраться», – вторил ему офицер-итальянец, уцелевший во время казачьей атаки под Кущевской.

Казаки неоднократно являли примеры высокого героизма, самопожертвования, верности Родине и воинскому долгу.

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть, анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Стрижка «под чуб» или «чуприну»

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа «под чуприну» создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название «под чуб по-польски». Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же «под чуб» чаще всего стриглась знать. Такую «прическу казака» носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка «под чуприну» также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их «под чуприну».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector