Что такое бескозырка?

Головные уборы с фото и историей происхождения

Любой мужской головной убор на Руси предполагают свою индивидуальную историю возникновения, форму и внешний вид, традиции и обычаи. Специалисты отмечают, что история и разновидности русских головных уборов – это интереснейший предмет для изучения и исследований. Сегодня многие страны и государства на праздниках и международных торжествах презентуют свои национальные костюмы, в том числе и Россия, богатая своими старинными моделями головных уборов.

Колпак

Этот головной убор возник еще много столетий назад, а само слово имеет тюркское происхождение. Традиционный головной убор славянских мужчин колпак предполагал конусообразную заостренную форму, а шили его преимущественно из белоснежного шелка и атласа. Декорировали русские колпаки жемчугом, отделкой по краю натуральным мехом, драгоценными камнями.

Носили колпаки и богатые мужчины (колпаки из бархата и дорогого натурального меха), и простой народ (колпаки из шерсти и дешевого меха). Упоминания о колпаке уходят еще в 1073 г., когда этот головной убор украшал голову Изборника Святослава. Позже люди стали носить колпаки комнатные, спальные, уличные и парадные на все случаи жизни. Это, пожалуй, самый древний мужской головной убор на Руси.

Тафья

Еще один позаимствованные от татар мужские головные уборы древней Руси – это модели шапок тафья. Согласно летописям тафью носили еще в 16 столетии, а поверх нее мужчины надевали колпаки. Речь идет о маленькой аккуратной шапочке, которой прикрывали только область макушки. Изначально тафью стали носить мусульманские народы и евреи, которые прикрывали голову во время молитв.

Второе название тафьи – скуфья, шапочку сравнивали с тюбетейкой по форме и предназначению. Богатые мужчины украшали тафью нитями шелка и золота. Изначально, придя с Востока, тафья стала домашним головным убором знати, сам Иван Грозный несмотря на запреты церкви, надевал тафью во время молитв. Чаще всего тафью изготавливали под заказ из темных мягких материалов.

Мурмолка

Мрмолка стала разновидностью русского колпака в 17 столетии, это была низкая четырехугольная шапка с суконной верхушкой черного, зеленого или красного цвета, а также основой из парчи или бархата. Мурмолку носили только представители знати – бояре, дьяки и купцы.

В зимний сезон мурмолку отделывали натуральным мехом, широкой полосой выворачивая наружу. По центру лицевой стороны шапки делила небольшой надрез, чтобы шапка не стесняла голову.

Четырехугольная шляпа

Этот головной убор получил популярность в допетровское время, ее относят к третьему роду головных уборов времен Ивана Грозного.

Шапка отделывалась по краю меховым околышком из бобра, соболя или лисы. Как и в случае с колпаком, на шапке делали прорехи и дополнялись пуговицы, на каждой прорехе по 6 пуговиц. Такого рода шапки предпочитали преимущественно представители знати.

Горлатные шапки

Четвертым родом мужских головных уборов при царе Иване Грозном были горлатные шапки, которые получили такое название, потому что изготавливались из горлышек соболя, лис и куниц. Визуально шапка напоминала расширяющийся постепенно цилиндр высотой с мужской локоть, верхушку которого оформляли бархатом, парчой. И если колпак к верху постепенно сужался, то горлатная шапка напротив расширялась.

В эти времена мужчины сначала надевали тафью на макушку, далее надевали колпак, после чего дополняли образ знатного человека горлатной шапкой. Также было принято носить эту шапку на сгибе левой руки, особенно если снимали головной убор в знак приветствия. Именно с этих пор пошла поговорка “шапочное знакомство”. В домах у мужчин предполагался нарядно расписанный болванец, на который по возвращению накидывали шапку.

Ушанка (малахай)

Еще один вид головного убора кочевых народов Руси, в дальнейшем эту модель головного убор переняли и другие народы и страны. Сегодня ушанку носят мужчины в армиях, военные и милиционеры, а также простые граждане. Второе название такого головного убора – малахай, она родом из калмыцких степей.

Шапка округлой формы должна была переходить в длинные наушники с завязками, благодаря которым скрывались от мороза.

Грешневик (гречник)

Еще один вид старинного мужского головного убора, который пришел в конце 12 столетия от монголо-татар. Изготавливали шапку из шерстяного поярка, а из-за визуальной схожести с верхушкой гречневого пирога получила такое название. Позже шапка высотой около 8 см в форме столбика стала популярной среди московских извозчиков, особенно если рассматривать период начала и середины 19 столетия.

Нравятся ли Вам старинные уборы?

ДаНет

Оформление бескозырки

Когда заготовка моряцкого головного убора готова, можно приступать к его оформлению. Можно бортик перед склеиванием покрасить голубой краской. Это, безусловно, быстро, но не очень интересно. Лучше для этого использовать голубую атласную ленточку. Ее можно приклеить на клей ПВА, или воспользоваться ниткой с иголкой и аккуратно закрепить в нескольких местах

Стежки по бумаге нужно делать небольшие, и надо обратить внимание, чтобы игла была тонкой и острой, иначе можно порвать бортик. Также необходимо концы ленточки обжечь спичкой, чтобы она потом не распустилась

Атласная ленточка по длине должна быть на двадцать сантиметров больше размера окружности головы. Ведь у моряка ленточки развиваются на ветру. Поэтому, прикрепляя ее к бортику, следует начать пришивать не самые концы, а на расстоянии десять сантиметров от конца. Вот теперь стало известно, как сделать бескозырку из бумаги своими руками. Перед тем как надеть на малыша костюм моряка, надо не забыть про атрибутику. Для этого спереди бескозырку надо оформить якорем. Его можно вырезать из бархатной бумаги, а можно приобрести и готовую аппликацию. С бархатным якорем, с развевающейся атласной ленточкой малыш почувствует себя настоящим покорителем морских просторов. К бескозырке можно сделать и настоящий морской воротничок (тоже можно не шить из ткани, а вырезать из бумаги).

Читайте далее:

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Как сшить бескозырку своими руками с выкройкой: морская бескозырка для мальчика своими руками

Как сделать топиарий из атласных лент? материалы и инструменты. пошаговый алгоритм. тонкости изготовления деталей.

Какую шапку носить с пальто: головной убор для женщин, для мужчин. выбираем головной убор для пальто по цвету и материалу

Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.

Костюм вишенки для девочки своими руками: основа, головной убор, атрибуты

Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.

Как сделать шляпу из бумаги: (своими руками), модели шляп из бумаги

Бейсболка это: описание, история и особености головного убора

Никаб и хиджаб: отличия, виды восточных головных уборов

Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Выкройка шляпки клош: модели из 1, 3, 4, 6 деталей

Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.

Национальный костюм марийцев — фото. особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. одежда для свадьбы, зимы, лета.

  • https://sdelala-sama.ru/bumaga/1619-kak-sdelat-beskozyrku-iz-bumagi-s-foto-i-video.html
  • http://mlybovm.blogspot.com/2018/02/beskozyrka-iz-bumagi-svoimi-rukami.html
  • https://art-textil.ru/materialy/kak-sdelat-beskozyrku-iz-bumagi-svoimi-rukami-instrumenty-materialy-vykrojka-detalej-sozdanie-golovnogo-ubora.html

Андская монтера

Эта практически плоская широкополая шляпа чёрного цвета была украшена красной лентой и иногда красными помпонами, свисающими по краям головного убора. Раньше существовало огромное количество разновидностей таких шляп, но к концу 20-го века прочно утвердился базовый фасон плоской дискообразной монтеры.

Монтеры украшают красивыми узорами, чаще всего — крестом на макушке. По традициям народов Анд, если мужчина или женщина украшают монтеру цветами, то это значит, что они находятся в поиске пары, если на шляпе цветов нет — значит состоят в браке. Своеобразный вид монтеры у испанских матадоров: она представляет собой шерстяную треуголку, которую традиционно надевают на бой с быком.

Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Матросская повседневная форма

Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2020 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:

  • Рубаха.
  • Брюки.
  • Матросский воротник.
  • Обувь.
  • Головной убор.

Рубаха моряка

Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман . Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.

Брюки моряка

Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.

Воротник матроса

Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.

Головной убор моряка

Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.

В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.

Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.

Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.

Обувь

К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2020 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.

Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.

Первые бескозырки в их привычном виде


Первая бескозырка Бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.

Следующее изменение внешнего вида бескозырок произошло уже после революции, оно датируется 1921 годом. На тот момент тулью уменьшили, ленточки укоротили, от выпушки отказались. Вносить на головные уборы названия кораблей перестали, их заменили наименованием флота. А на 1923 год ввели новый кубический шрифт, единый для всех ленточек, который используется по сей день.

Интересный факт: дважды в истории на бескозырках начинали фигурировать Георгиевские ленты. Впервые ими награждались моряки в 1878 году, и затем эту награду вновь стали выдавать во времена Второй мировой войны.

Использование лент на морских фуражках

Георгиевская лента

С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка-бескозырка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, а на концах ленты необходимо было изображать якоря.

В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.

На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить гвардейские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.

Исторический экскурс

Военно-морской флот появился у России довольно поздно. В самом концеXVIIвека, когда страны Европы уже успели исследовать почти весь земной шар, открыть большинство континентов и завоевать обширнейшие колонии. Появлением флота мы обязаны инициативе и неукротимой воле молодого императора Петра I, с детства влюбленного в романтику морских странствий и осознавшего, что без выхода в мировой океан Империя рискует превратится в колонию более развитых стран.

Первая форма морского флота была разработана самим Петром, по образцу формы голландских матросов, с которыми он тесно общался во время Великого Посольства 1697-1698 годов. Костюм состоял из коротких серых панталонов, нитяных чулок, куртки серого или зеленого цвета и широкополой шляпы-треуголки. В холодное время года поверх блузы надевался камзол зеленого цвета.

Военная форма моряков офицеров была более разнообразной и нарядной. В ней сочетались красные панталоны, белые чулки, зеленый камзол с широкими обшлагами на рукавах. Украшением служил белый шарф, завязывавшийся на шее в виде банта и украшенная перьями шляпа-треуголка. На ногах носили тупоносые башмаки с большой металлической пряжкой. Обязательным атрибутом офицерской формы была шпага на перевязи, постепенно трансформировавшаяся в кортик, ввиду того, что пользоваться длинным клинковым оружием в рукопашных схватках во время абордажа было неудобно.

Подобная военная форма моряков просуществовала с небольшими изменениями почти полвека. Только в серединеXVIIIвека красные панталоны уступили место белым.

К концу правления Великой Императрицы Екатерины II треуголки, панталоны и чулки в мужской одежде вышли из моды. Форма морского флота начала приобретать более традиционные формы. В началеXIXвека короткие штаны были заменены на брюки прямого кроя. У моряков появилась роба – повседневная форма одежды,шившаясяиз грубой парусины серого цвета. Для выхода на берег матросы поверх робы (или вместо – в теплое время года), надевали  белый блузон с широким отложным воротником лазурного цвета.

По мере развития флотов, несколько видоизменялась военная форма моряков. Для матросов Черноморского флота был утвержден белый парусиновый костюм для повседневного ношения. Матросы всех остальных флотовобмундировывалисьв робы лазурного цвета, во второй половинеXIXвека замененные на темно-синии.

К середине 60-х годов позапрошлого века в форменном обмундировании военных моряков появляется тельняшка – хлопковая или полушерстяная нательная рубаха без воротника, с нанесенными на неё горизонтальными темно-синими полосами.

Не смотря на свое более чем сомнительное происхождение – одеяние маргинальных слоев населения и каторжников, тельняшка впервые была утверждена в качестве элемента морской формы НаполеономIIIв 1859 году. Через несколько лет тельняшка была заимствована русскими моряками и стала самым узнаваемым элементом военно-морской формы.

В эти же годы были заимствованы у французских моряков бушлаты, заменившие собой длиннополые шинели, неудобные при работе на судах, блуза с отложным воротником и глубоким вырезом на груди и брюки-клеш.

К началу XX века форменное обмундирование матросов и офицеров приобрели черты, схожие с современной военно-морской формой. Были узаконены цвета офицерских кителей: черные и белые – парадно-выходные, блуза матросов была предписана белого (летняя) или темно-синего цвета. Неизменным оставался широкий накладной воротник (гюйс) на котором исторически имеется кайма из трех белых полос. Миф — в память о трех великих морских сражениях:Гагунтское,СинопскоеиЧесменсое, в которых Российский флот разгромил врага (турок). На самом деле три полосы на отложных воротниках-подкладках под длинные парики, были уже при Петре I, когда до знаменитых побед было еще далеко. Количество полос означало принадлежность к одной из трех флотилий, существовавших на Балтике. Три полосы украшалигюйсыматросов, входивших в состав гвардейского флотского экипажа – личной гвардии императора.  Последним по времени утверждения форменным элементом военно-морской формы, стали ленты к фуражке-бескозырке, которые появились не позднее 1872 года. 

Назначение спецодежды

Положением по ее ношению установлено, что специальную отличительную одежду обязаны носить:

  • военнослужащие, которые в данный момент проходят службу,
  • все служащие, отправленные в запас, во времена сборов,
  • все генералы, адмиралы и офицеры, уволенные в запас или ушедшие в отставку, когда право ношения формы остается за человеком.

Новая форма военнослужащих ВМФ России выглядит, как на фото:

Спецодежда призвана защитить человека при попадании в холодную воду. Брюки и юбка у женщин позволяют создать воздушную прослойку и избежать быстрого переохлаждения. Также их своеобразный крой помогает быстрым движением высвободиться от одежды, избавиться от лишнего балласта в воде или при пожаре.

Рубаха позволяет не замерзать от ветра и не потеть при жаре. Верхняя одежда защищает от сильных порывистых ветров, не сковывая движения. Головные уборы не дают получить солнечный удар, закрывая голову от палящего солнца. Толстая подошва на обуви не дает ногам скользить по мокрой поверхности, а цельные ботинки без шнуровки не пропускают влагу и ветер внутрь.

Головной убор моряка в историческом прошлом

Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Интересно: Почему отели не предоставляют зубную пасту?

Гренадерская шапка

Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.

А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector