Что такое кружево: виды, применение, свойства и уход

Содержание:

Уход

Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения

Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода

  • Стирка только ручным способом.
  • Используют теплую воду не выше +40°.
  • Включать машину разрешается лишь для плотных изделий.
  • Закладывать их в барабан нужно в мешке для стирки.
  • Моющее средство выбирают гелевое для тонких тканей.
  • Рекомендуется использовать хозяйственное мыло. Достаточно намылить изделия и подержать в мыльном растворе 20-30 минут. Тщательно прополоскать.
  • После легкого сжатия оставить для стекания воды.
  • Для сушки разложить на горизонтальной поверхности и аккуратно расправить.
  • Гладить теплым утюгом через марлю или хлопчатобумажную ткань.
  • Движения должны быть легкими, чтобы не повредить ажурную структуру.

Фактурное кружево или с объемными узорами гладить нельзя, как и синтетическое.

Традиционные для определенных регионов

Как мы уже отмечали ранее, кружева классифицируются также по географическому принципу, т.е. в зависимости от места, где техника плетения того ил иного узора зародилась и была наиболее распространена во все времена.

Французское

Первой разновидностью французского ажура считается алансонское. Это подвид традиционного игольного кружева, появившийся в городе Алансон в середине XVII в. При помощи иглы на сетке с шестигранными ячейками или тюле вышивается мелкий растительный узор. Рисунок предварительно чертят на плотной бумаге, после чего линии обводят плотной нитью, получается выпуклый орнамент. Затем мастер разрезает мелкие стежки для освобождения готового изделия.

Время придало алансонскому кружеву особую легкость. Основной узор сдвинулся к краю, а фон заполнили крохотные мушки, цветы, бабочки.

Не менее известно кружево Шантильи, зародившееся в одноименно французском городке. Его плетут черными шелковыми нитями на специальной сетчатой основе, ячейки которой имеют форму сот. Способ исполнения узора тоже не совсем обычный – частота переплетения нитей периодически меняется, что в результате позволяет создать объемный узор. Края орнамента обшиваются плотной нитью, что придает рисунку еще большую выразительность.

Итальянское

Италию справедливо считают родиной кружева, ведь именно ее мастера впервые познакомили мир с орнаментом ретичелла, сплетенного и сшитого иглой. Первое время рисунок выполнялся на ткани, позднее его начали повторять прямо на нитях. Чаще всего на таком ажуре можно было увидеть простейшие геометрические фигуры, которые со временем преобразовались в орнамент, получивший название «стежки в воздухе».

Особую популярность обрел венецианский гипюр, который считается классическим во всем мире. Сегодня его рельеф практически незаметен, а сам узор можно назвать довольно лаконичным. На заре своего становления венецианское кружево, напротив, поражало воображение сложными узорами в виде растительных побегов с бутонами, соединенными между собой.

Брюггское

Вязаное кружево родом из бельгийского города Брюгг очень схоже с плетением на коклюшках и создается на основе ажурных лент, соединяемых между собой при помощи крючка. По сути, это тесьма, выложенная узором с плавными, округлыми очертаниями. В настоящее время мастера дополняют ленту петлями по бокам, с помощью которых она вплетается в общий рисунок прямо в процессе вязания.

Венецианское

Венецианский ажур – это невероятное сочетание нежности, изящества и роскоши, которое сопровождается контрастом между объемными линиями и мелкими элементами на сетчатых участках.

Румынское

В наши дни рукодельниц, плетущих румынское кружево, встретишь нечасто – им на смену давно пришли механизированные станки. Несмотря на это румынский ажур не утратил своей красоты и продолжает быть востребованным среди ценителей высокого искусства.

Узор складывается из вязаных шнуров, которые закрепляют на тканой основе и обвязывают по схеме. При этом исполнено румынское кружево может быть в разных техниках – оно может быть сплетено челноком, сшито, связано (на спицах или крючком) или создано в узелковой технике.

Елецкое

Представленный вид ажура по праву считается одним из самых сложных – для его создания могут быть задействованы до полутора тысяч коклюшек, благодаря чему кружево получается многопарным. Преимущественно на таком кружеве встречаются растительные орнаменты.

В качестве основы берутся лен и шелк в светлых и темных оттенках. Для плетения используется специальная хлопковая нить, она бывает разной толщины и цветов. Конечное полотно отличается тонкостью, нежностью миниатюрного рисунка, разнообразием композитных решений, плавностью переходов от плотного орнамента к ажурному фону.

Ирландское

Речь пойдет о стариной технике кружевоплетения, которая зародилась в Ирландии и по праву считается королевской. Ее характерной особенностью является поочередное выполнение отдельных элементов и последующее их соединение в одно полотно.

Вологодское

Ажур, пришедший из Вологодской области, испокон веков плетут на коклюшках. Это сцепной вид кружева, для создания которого используется непрерывная тесьма из плотного льняного полотна, одинаковая по всей длине и создающая узор за счет плавных изгибов. В получившихся орнаментах можно разглядеть образы природы Крайнего Севера, узоры с морозных окон, а также мотивы северного деревянного зодчества. Универсальность таких изделий поражает – ими декорируют одежду, постельное белье, столовой текстиль, даже сумочки с валенками.

Уход

Выбирая уход для кружевного изделия, необходимо определить способ его изготовления – ручной или машинный. Материал, созданный вручную, можно стирать только в прохладной или теплой воде. Не рекомендуется выжимать такую вещь – просто дайте лишней воде стечь естественным образом. Для сушки подойдет горизонтальная поверхность. Глажка должна осуществляться исключительно через марлю или тонкую ткань, в то время как изделия с объемным рисунком вообще не допускают применения утюга.

Машинное кружево стирают вручную или на деликатном режиме в стиральной машине без отжима. При этом добавлять можно только жидкие средства для стирки. Постиранное изделие ни в коем случае не разрешается выкручивать – только промокнуть махровой тканью. Правила сушки и глажки машинного кружева аналогичны рекомендациям касательно полотна, сотканного вручную.

Хранить вещи из такого «капризного» материала следует в сложенном виде, т.к. плечики могут привести к растягиванию изделий и потере формы.

Секреты пришивания кружева

Платья и блузки, украшенные кружевом смотрятся воздушно и непременно притягивают взгляд. Однако пришить ажурные кружева к изделиям не так-то просто. Если займетесь этой работой, то выполняйте ее предельно аккуратно и точно, ведь на кружево падает первый взгляд каждого встречного человека.

Выполняя советы опытных мастериц, вы правильно выполните эту работу:

  • Постирайте полотно, потому что оно может сесть и стянуть ткань. Чтобы сохранить рельеф, разложите его «лицом» на мягкой поверхности, пройдитесь утюгом. Можно просто прогладить с отпаривателем.
  • Пришивая украшение просто к ткани, положите его внахлест на край материи, наметайте, пришейте на машинке «зигзагом». Нитки всегда подбирайте в тон ажура.
  • Если делаете кружевные сборки, то сначала сделайте их на кружеве, потом приметайте к изделию и прошейте на машинке швом «зигзаг».
  • На кружевной ленте можно сделать складки. Выберите основу с чередующимся рисунком, закладывайте складки по рисунку, наметайте, а потом пришейте на машине.

Как сшить элементы кружева друг с другом:

  • Основу берите с запасом, затем вырежьте рисунок по контуру.
  • Одну часть наложите на другую так, чтобы на одном кусочке узор сочетался с другим.
  • Закрепите иголками в разных местах, приметайте уже по всему контуру, а потом пришейте «зигзагом». Можно вручную, поскольку площадь сшивания будет небольшой.

Кружева, произведённые машинными способами

krujevo-mashinnoe-1
krujevo-mashinnoe-2

Первые станки для изготовления кружева появились по Франции больше ста лет назад. За всё время они улучшались и совершенствовались.

В программу конкретного устройства заложен определённый рисунок, рельеф, структура и плотность предполагаемого кружевного полотна. Станки делают разноцветные кружева, иногда с добавлением металлических волокон. Существуют функция приклеивания декоративных составляющих.

Для промышленного изготовления вещей используют как натуральные, так и синтетические материалы. Ажурная и гипюровая ткани являются наиболее распространёнными и популярными.

https://youtube.com/watch?v=6kuLe3ae4bI%3F

Коружево — ажурное полотно

 Читайте про: Softshell: новый тип спортивной экипировки 

Оно очень прозрачное, поэтому без подкладки его не используют. Его делают из любых натуральных тканей. Для эластичности добавляют тянущиеся химические волокна. Ажурное кружево делают разноцветным или однотонным. Псевдоажурной тканью украшают мебель. Сейчас распространены кружева из натуральной или искусственной кожи. Их делают с помощью прокалывания полотна особыми иглами.

Оно обладает следующими свойствами:

  • изысканный, изящный и благородный внешний вид;
  • очень тонкое;
  • можно сочетать с тканями любых фактур;
  • пропускает воздух, приятно к телу;
  • хорошо драпируется и не деформируется;
  • барьер между узорами настолько тонкий, что ткань рвётся очень легко.

Из ажурной материи делают праздничные, свадебные, карнавальные наряды и платья. Производят нижнее бельё, чулки, перчатки, колготки, манжеты, воротнички. Часто делают декоративные составляющие для домашнего текстиля.

Гипюрное кружево

Он был произведён в Венеции. Сначала его делали вручную. Сейчас оно производится специальными станками из натуральных или искусственных материалов. Природные волокна дают плотную рельефную ткань, синтетические – тонкую, для белья.

Какой гипюр для чего используют:

  • Классический делают из натуральных нитей, добавляя немного искусственных. Из него получается праздничная одежда или гардины.
  • С полиэфирными или люрексовыми волокнами. Получается блестящее полотно, из которого шьют одежду для особых случаев.
  • Гипюр на сетчатой материи предназначен для пошива лёгких блузок, пеньюаров, платьев.
  • Если добавить лайкру, получается эластичный стрейч-гипюр. Из него производят облегающую одежду.
  • Гипюр-кожа – плотный, крепкий материал. За эти качества и получил своё название.
  • На трикотажной основе сделан из синтетики или шерсти. Из него получаются кофты, свитера.

Свойства гипюрного кружева:

  • универсальный – возможность пошить как шторку, так и свадебное платье;
  • воздухопроницаемый;
  • разнообразие видов порадует человека с любым типом фигуры;
  • небольшой кусочек кружева обычную одежду сделает нарядной;
  • слишком прозрачный, необходима подкладка из другой ткани;
  • трудно обрабатывать, раскроить и сшить изделие;
  • легко порвать или сделать затяжку.

guipure-1
guipure-2

Правила ухода за изделиями машинного плетения

  • Стирают изделия из ажурного или гипюрного кружева руками или в машинке на деликатном режиме. Используют только жидкие средства для стирки. Выкручивать вещь нельзя, только аккуратно отжать махровой тканью.
  • Сушить изделие надо в расправленном состоянии. Гладить следует с изнаночной стороны, перед этим сверху положить марлю. Утюг устанавливают на программу «шёлк». Качественные дорогие вещи стоит относить в химчистку, чтобы случайно не испортить.
  • Вещи из тонкого кружева хранят в сложенном виде. На плечиках они растягиваются и теряют форму.

Инструмент и техника плетения

Существует множество техник ручного исполнения ажура. Ниже приведены различные виды кружева, их названия, фото и описание.

Плетение коклюшками

Коклюшки – это специальные деревянные палочки, на которые наматывают нити, а затем в определенном порядке перебрасывают их с одной коклюшки на другую. За счет такой техники  получается длинная мерная полоска, от которой при необходимости можно отрезать кусок нужной длины. Участки рисунка плетутся сцепным способом, а затем соединяются между собой при помощи крючка.

Игольное

Этот старинный способ напоминает вышивку. Ткань крепится к бумаге с предварительно нанесенным рисунком. После этого сначала вышивается толстой иголкой контур, а затем заполняется стежками внутреннее пространство рисунка. Чаще всего для плетения используются льняные нити, а в качестве основы подходит любой тонкий материал, например, органза.

Хардангер

Кружево в технике хардангер выполняется на белом льне светлыми нитями (белого или бежевого цвета). Очертания узора вышиваются гладью, после чего необходимые участки материала удаляются маленькими ножницами. Рисунок заполняют стежками разной длины. Такой винтажный декор отлично подходит для украшения одежды, домашнего текстиля.

Узелковое

Существует два основных вида узелкового кружева – фриволите и макраме. Первая техника предполагает плетение нитями, закрученными особым способом, при помощи специальных челноков и иглы. Узелковый ажур – это идеальная основа для будущих салфеток, полотенец, покрывал, постельного белья, бижутерии, одежды и многих других изделий.

Для исполнения макраме требуются толстые плетеные нити, тесьма, бечевка. В данной технике вяжут модные шарфы и шали, предметы бижутерии и особенно популярные в наше время элементы декора интерьера.

Вязаное

Вязаный ажур изготавливают с помощью крючка или спиц. По сути, это то вязание, которым так любят заниматься тысячи российских женщин, даже не догадываясь, что создают настоящее кружево.

Кордовое

Техника корд предполагает использование сутажной (кордовой) нити, жесткость которой зависит от состава: полиэфирная нить с метанитом в составе придает волокну жесткость, в то время как вискозный и полиамидный сутаж более мягкий. Также кордовая нить может содержать шелк, полиэстер или люрекс. Главным отличием представленного вида кружева является выразительный блеск и объемность рисунка, из-за чего его часто применяют для украшения свадебных и вечерних нарядов.

Вилочное

При вилочном вязании мастера используют вспомогательный инструмент – вязальную вилку, в комплекте с крючком и нитками. Такой способ хорош для выполнения шарфов, палантинов, иных предметов гардероба. При этом результаты мастеров, выполняющих одни и те же изделия на одинаковом материале, могут кардинально разниться – многое зависит от соотношения ширины связанных на вилке лент и толщины пряжи.

Ришелье

Кружево ришелье отличается особой нарядностью. Оно вышивается преимущественно на льняной ткани или льняном батисте. Ришелье – это прорезная техника – сначала создается узор, затем он обшивается нитками, после чего промежутки между очертаниями рисунка вырезаются.

Еще одна важная особенность такой вышивки – бриды, своего рода «мостики» между крупными частями узора. Принцип их создания прост – необходимо обметать основную соединительную нить путем обвивки или обработки петельным или штопальным швом.

Ленточное

Ленточная техника предполагает вплетение в узор ленты и дополнение игольным кружевом или ажуром на коклюшках. Из такого материала получаются красивые воротнички, манжеты, другие вставки для одежды. Плести его можно как вручную, так и машинным способом. Второй способ быстрее, но при нем ленточные изгибы получаются не такими изящными, а само полотно – недостаточно высокого качества.

Филейное

За основу в филейном кружеве берется сетка с отверстиями в виде ромбов или квадратов. Необходимыми инструментами для его изготовления являются челнок, на который наматывают нити (предпочтительно натуральные), и палочки, которыми непосредственно плетут.

Кроше

Кроше — одна из самых старинных техник кружевоплетения, которая по сей день не теряет актуальности. Конечные изделия получаются с большим количеством сквозных отверстий, максимально прозрачными и ажурными. Наибольшую популярность получил узор «бабушкин квадрат».

Делаем платье из кружева своими руками: особенности при работе

Необходимо сделать выкройку праздничного наряда и раскроить все детали из материала, который предназначен для подкладки. Можно сделать прямое кружевное платье из кружевного полотна.

Построение выкройки рукава будет аналогичным, как и для прямого платья для девочки.

Перед началом работы по выкраиванию из кружевного материала необходимо разместить на гладкой поверхности. Сначала положите под кружевной материал полотно яркого цвета, для того чтобы кружево хорошо выделялось

Работая с тканью из кружева, направление долевой нити абсолютно не важно. Детали можно располагать в зависимости от того, как идет рисунок

Выкройки рукавов, полочки и спинки модели разместите таким образом, чтобы фестоны находились внизу элементов. Также смотрите, чтобы фестоны размещались симметрично и, если возможно соединялись в местах, где стачиваются элементы.

Вначале пришейте детали наряда из атласной или сатиновой ткани, но можете брать и другой материал одного оттенка. Особенности пошива подкладки та же самая, как и при шитье самой модели. Сделайте вытачки и рельефные швы. Аккуратно пройдитесь по ним горячим утюгом

Отдельное внимание уделите срезам. Соедините срезы на боках и плечах элементов и сшейте

Срезы отделайте при помощи оверлока или строчкой с зигзагами. Платье из кружева положите на подкладку внутренней стороной к внешней стороне чехла и сшивайте. Обработка горловины срезами сшейте потайной строчкой самостоятельно руками.

Если вы желаете в наряд сделать потайную молнию, то вшивайте ее вдоль срезов спинки, соединяя и кружевную ткань, и подкладку. Затем, можете шить по способу работы с потайными застежками. Срез наряда внизу обрабатывать нет нужды, он будет интересно декорирован фестонами. А подкладку подшивайте на двадцать – тридцать миллиметров меньше, чем кружева. Загните его два раза вначале на пять миллиметров, потом на 20 миллиметров и прострочите на швейной машинке.

Ваше красивое и элегантное кружевное платье готово.

Кружева ручной работы

Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.

Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.

Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.

Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.

Советы перед пошивом

  1. Чтобы кружево не село после первой стирки, прополосните его в горячей воде до начала.
  2. После полоскания положите полотно изнаночной стороной вверх на ровную, мягкую поверхность (например, на диван). Дайте ему просохнуть 5-10 минут, а затем прогладьте. Этот прием помогает сохранить рельеф ажурного материала.
  3. Если в перспективе шитье кружева без сборок или воланов, зафиксируйте край ажурного полотна наметкой вручную или булавками внахлест к краю платья, только после этого начинайте машинную строчку, чтобы ткань не сдвигалась.
  4. Лучше всего пришивать кружевные материалы зигзагообразной строчкой, чтобы ткань не рвалась в процессе носки, а лишь слегка натягивалась. Этот прием особенно важен при формировании складок или драпировки.
  5. Нитки можно купить оттенка кружева. При контрастной задумке и подкладочном методе пришивания советуют подбирать их под основу платья.
  6. Чтобы правильно рассчитать количество требуемого материала, разложите платье на полу и измерьте нижнюю линию. Удвойте число и прибавьте 2-3 см на швы с каждой стороны. Это нужное количество для покупки.
  7. Фигурные варианты кружев принято пришивать не на машинке, а вручную.

tkani-textiliya.ru

Как удлинить платье

Мода на кружевную отделку держится не один сезон. Если вам надоело какое-нибудь платье, то украсьте его шитьем. А еще вы можете удлинить изделие.

К подолу можно пришить двумя способами:

  1. Ажурная ткань прикладывают поверх подола.
  2. Подол пришивается поверх декора.

Ажурную ленту отрезают с запасом (1-2 см) для соединения деталей. В первом случае на лицевую строну подола кладут кружево, прокладывают наметочный шов. По краю узора кладут строчку на машинке.

Во втором случае, ажур прикладывают к низу подола с изнаночной стороны.

Если надо удлинить платье, то выбирайте широкую ленту.

Красиво смотрится кружевное полотно.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Коклюшечное кружево

Коклюшечное кружево

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Игольное кружево

Игольное кружево

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Хардангер

Хардангер

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Кружева фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Ришелье

Кружево ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Традиционные для определенных регионов

Как мы уже отмечали ранее, кружева классифицируются также по географическому принципу, т.е. в зависимости от места, где техника плетения того ил иного узора зародилась и была наиболее распространена во все времена.

Французское

Первой разновидностью французского ажура считается алансонское. Это подвид традиционного игольного кружева, появившийся в городе Алансон в середине XVII в. При помощи иглы на сетке с шестигранными ячейками или тюле вышивается мелкий растительный узор. Рисунок предварительно чертят на плотной бумаге, после чего линии обводят плотной нитью, получается выпуклый орнамент. Затем мастер разрезает мелкие стежки для освобождения готового изделия.

Время придало алансонскому кружеву особую легкость. Основной узор сдвинулся к краю, а фон заполнили крохотные мушки, цветы, бабочки.

Не менее известно кружево Шантильи, зародившееся в одноименно французском городке. Его плетут черными шелковыми нитями на специальной сетчатой основе, ячейки которой имеют форму сот. Способ исполнения узора тоже не совсем обычный – частота переплетения нитей периодически меняется, что в результате позволяет создать объемный узор. Края орнамента обшиваются плотной нитью, что придает рисунку еще большую выразительность.

Итальянское

Италию справедливо считают родиной кружева, ведь именно ее мастера впервые познакомили мир с орнаментом ретичелла, сплетенного и сшитого иглой. Первое время рисунок выполнялся на ткани, позднее его начали повторять прямо на нитях. Чаще всего на таком ажуре можно было увидеть простейшие геометрические фигуры, которые со временем преобразовались в орнамент, получивший название «стежки в воздухе».

Особую популярность обрел венецианский гипюр, который считается классическим во всем мире. Сегодня его рельеф практически незаметен, а сам узор можно назвать довольно лаконичным. На заре своего становления венецианское кружево, напротив, поражало воображение сложными узорами в виде растительных побегов с бутонами, соединенными между собой.

Брюггское

Вязаное кружево родом из бельгийского города Брюгг очень схоже с плетением на коклюшках и создается на основе ажурных лент, соединяемых между собой при помощи крючка. По сути, это тесьма, выложенная узором с плавными, округлыми очертаниями. В настоящее время мастера дополняют ленту петлями по бокам, с помощью которых она вплетается в общий рисунок прямо в процессе вязания.

Венецианское

Венецианский ажур – это невероятное сочетание нежности, изящества и роскоши, которое сопровождается контрастом между объемными линиями и мелкими элементами на сетчатых участках.

Румынское

В наши дни рукодельниц, плетущих румынское кружево, встретишь нечасто – им на смену давно пришли механизированные станки. Несмотря на это румынский ажур не утратил своей красоты и продолжает быть востребованным среди ценителей высокого искусства.

Узор складывается из вязаных шнуров, которые закрепляют на тканой основе и обвязывают по схеме. При этом исполнено румынское кружево может быть в разных техниках – оно может быть сплетено челноком, сшито, связано (на спицах или крючком) или создано в узелковой технике.

Елецкое

Представленный вид ажура по праву считается одним из самых сложных – для его создания могут быть задействованы до полутора тысяч коклюшек, благодаря чему кружево получается многопарным. Преимущественно на таком кружеве встречаются растительные орнаменты.

французское кружево

вологодское кружево

брюггское кружево

венецианское кружево

В качестве основы берутся лен и шелк в светлых и темных оттенках. Для плетения используется специальная хлопковая нить, она бывает разной толщины и цветов. Конечное полотно отличается тонкостью, нежностью миниатюрного рисунка, разнообразием композитных решений, плавностью переходов от плотного орнамента к ажурному фону.

Ирландское

Речь пойдет о стариной технике кружевоплетения, которая зародилась в Ирландии и по праву считается королевской. Ее характерной особенностью является поочередное выполнение отдельных элементов и последующее их соединение в одно полотно.

Вологодское

Ажур, пришедший из Вологодской области, испокон веков плетут на коклюшках. Это сцепной вид кружева, для создания которого используется непрерывная тесьма из плотного льняного полотна, одинаковая по всей длине и создающая узор за счет плавных изгибов. В получившихся орнаментах можно разглядеть образы природы Крайнего Севера, узоры с морозных окон, а также мотивы северного деревянного зодчества. Универсальность таких изделий поражает – ими декорируют одежду, постельное белье, столовой текстиль, даже сумочки с валенками.

Ручное кружево – сделано с душой

Как бы красиво и безукоризненно не выглядели машинные изделия, выше всего ценятся полотна, сделанные умелыми руками мастерицы. Каждая рукодельница вкладывает душу, любовь и фантазию даже в самые простые и незатейливые вещи.

Кружево-коклюшки (бобинное). Изначально данная технология плетения появилась в начале 18 века в Бельгии. Со временем рукоделие начало развиваться, а одно время даже стало частью школьной программы для девочек. Для плетения такого кружева берется несколько нитей разного размера, которые накручивают на бобины или коклюшки (откуда и название).

Во время работы коклюшки часто добавляют, убирают и даже меняют местами для получения оригинального узора. Чаще всего при изготовлении полотен используются узоры растительной тематики. Стилизованные ажурные вещи ручной работы являются популярными сувенирами среди европейских туристов.

Кружева-шантильи. Изначально такая техника плетения получила название города, в котором местные мастерицы начали плести тонкие черные кружева. Шантильи были чрезвычайно популярными во Франции времен Наполеона. Очень красиво и утонченно выглядит тонкое черное плетение на подложке белого цвета. Долгое время данная техника плетения пользовалась популярностью среди аристократии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector