Кто такие марийцы?
Содержание:
- Головной убор куклы
- Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива
- Происхождение марийского народа
- О марийских головных уборах
- Головные уборы марийцев.
- Вышивка одежды.
- Современные модели
- Какие детали марийского костюма существуют?
- Изготовление обуви.
- Особенности
- Аксессуары и обувь
- Ткани и крой
- Особенности
- Мужской, женский, свадебный костюм
- Марийская культура
Головной убор куклы
Информация от Makosh (см. комментарии под статьёй).
У девочек на фото (см. фото справа) уголочек торчит надо лбом, как у пионерской пилотки, хоть и приплюснутый, а у грядущей куклы всё плоско.
Этнограф из Самарского краеведческого музея написала, что наверно они имели ввиду шимакш — женский головной убор, но я видела только вариант закрепления платком. У самарских марийцев такого не встречала
.
Про шимакш сама я знаю вот что: шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который, в свою очередь, надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой (пылышмовичем
).
Вот тут много картинок про этот головной убор: www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number19&ELEMENT=gerzenka19_3_3
Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива
Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.
Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.
Зимняя одежда
Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.
Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.
Это интересно: Татарский национальный костюм (88 фото) — женские модели и для девочки, костюм крымских татар, описание, свадебные, современные, стилизованные
Происхождение марийского народа
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
О марийских головных уборах
Информация из журнала.
Марийку узнаешь по шимакшу.
Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали такию — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык
, покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.
Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — шурка. Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.
Другой традиционный убор замужних марийских женщин — шимакш. Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.
Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки нашмак и длинного полотенца шарпан, которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.
Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.
Одежда
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.
О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.
Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.
Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.Верхняя одежда в традиционном женском костюме представлена кафтанами.
Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами
Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — повседневные и праздничные
На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.
Женский костюм также дополнялся украшениями. Прототип костюма куклы: марийский праздничный костюм.
Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:
- каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
- лопатообразные (сорока);
- мягкие полотенчатые (шарпан);
- платки.
Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Головные уборы марийцев.
Среди летних головных уборов марийцев преобладали валяные
шляпы (ути, теркупш, шляпа). Они были разнообразной формы. И. Н. Смирнов в своей
работе отмечал, что в местностях, соседних с татарами, марийцы носили
круглые войлочные шляпы с довольно широкими загнутыми полями, идентичные татарским.
На остальной части Марийского края бытовала цилиндрическая шляпа108.
Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные
— из черной. Этот тип головного убора считается старинным. Но, по предположению
И. Н. Смирнова, шляпе предшествовал башлыковидный головной убор из меха или
кожи109. Реликты его еще встречались во второй половине XIX века
в виде берестяной шапки языческих жрецов-картов и холщового накомарника
(шымакш). Последний представлял собой прямоугольный кусок холста, сшитый с одной
стороны в виде башлыка, конец которого украшался бахромой. Шымакш вышел из употребления,
вероятно, к концу XIX века, так как в описи одной из коллекций 1905-1906 гг.
об этом уборе говорится как об исчезнувшем110. Подобный головной
убор бытовал в прошлом и у русского населения Казанской губернии111.
С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который в начале
являлся принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая
картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов.
Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и
суконным верхом и шапки-ушанки (малахай),
сшитые из овчины и сукна.
Вышивка одежды.
Многие элементы народного костюма — рубахи, кафтаны,
головные уборы, передники, поясные подвески — украшались сложной и богатой вышивкой.
Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением
одежды. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр
менге), к которой прикреплялась ткань. Традиционная вышивка выполнялась по счету
нитей. Техника ее имела несколько вариантов: 1) «роспись» (пÿшкыл тÿр)
— двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; 2) «косой стежок» (темышан,
ÿмбачкерыштыш) — он использовался для заполнения орнаментальных узоров,
предварительно очерченных швом; 3) «счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш
темышан) — его вышивали по счету нитей ткани без контура; 4) шов «набор» (ÿмбачкерыштыш,
керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним35.
Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основными мотивами
в орнаменте были следующие: геометрический — изображение комбинаций различных
геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный — воспроизведение стилизованных
фигур животных, птиц, человека; растительный — изображение реальных форм деревьев,
цветов, листьев и т. д.
Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких
домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с самых
сложных элементов орнамента. Умение хорошо вышивать считалось одним из основных
качеств, необходимых марийской девушке-невесте.
Вышивка относится к одному из самых ярких и самобытных проявлений декоративно-прикладного
искусства народа. Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами
края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили
широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году
вышитые марийские изделия получили второй приз36. После этой выставки
вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом
количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал
вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние
поставляли их за границу37. Таким образом, вышитые изделия марийских
мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли
сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках. Возрастание товарного значения
рукоделий привело к тому, что во многих селениях Казанской губернии вышивание
приобрело характер кустарного промысла. Спросом на зарубежных рынках пользовались
в основном изделия луговых мариек с характерным резко очерченным орнаментом,
выполненным крупно и плотно. Вышивка горных мариек носила иной характер — она
была мелкой. Наиболее искусные горномарийские мастерицы данной группы изготовляли
вышитые изделия по заказам однодеревенцев, а также на продажу луговым и восточным
марийцам38.
Современные модели
До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.
- Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
- Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
- Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Какие детали марийского костюма существуют?
Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:
- рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
- штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
- пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шелка, шерсти;
- летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
- шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.
Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:
- Теплый кафтан – из домашнего сукна;
- Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
- Шапка – из овечьей шерсти.
Изготовление обуви.
Она у марийцев также производилась в домашних условиях.
Распространены среди марийцев были лыковые лапти (йыдал, йондал, йындал), которые
всегда носили в сочетании с холщовыми и суконными онучами. Для плетения их применяли
не только лыко, но и бересту, из которой плели глубокие ступни (кумыж ката),
а иногда и сапоги (кумыж кем). Основным материалом в изготовлении обуви было
липовое лыко, которое подготавливали следующим образом: мочили в воде несколько
суток, затем счищали с лыка кожуру и разбивали на узкие полоски. Перед плетением
для придания им большей эластичности их снова мочили. Орудиями для изготовления
служили деревянные колодки (колодка) разных размеров, кочедык (сÿзлö)
с деревянной рукояткой и остро отточенный нож (кÿзö).
При изготовлении лаптей применялись способы косого и прямого плетения, что
придавало им прочность; один и тот же лапоть можно было надеть на любую ногу.
А. Ф. Риттих во второй половине XIX в. писал, что лапти у марийцев «выделываются
не только хорошо, но и щеголевато»28. Они наряду с удмуртскими,
чувашскими и татарскими относятся к смешанному типу.
Плетение лаптей имело немаловажное значение в
хозяйстве крестьянина — их требовалось много, так как за одну неделю, особенно
в период ненастья, снашивалось до двух пар. Лапти десятками продавались на
местных рынках29
Кожаная обувь ценилась, ее старались надевать только в
праздничные дни. Она была доступна в основном зажиточной части марийцев.
Женские кожаные сапоги (кем) шили
из телячьей сыромятной кожи. Верхняя часть была толстой — двухслойной, нижняя —
однослойной, поэтому кожа собиралась в сборы. Такие сапоги были распространены
в основном среди горных и части луговых мариек юго-восточной части края.
Подобные сапожки носили и мордовки30. Кожаную обувь покупали на
рынке. Среди горных марийцев были и свои мастера, производившие кожаные сапоги
на продажу31.
Крашение. Окрашивание пряжи относилось к числу хорошо развитых домашних
промыслов марийского народа32. Это подчеркивали еще ученые — участники
академических экспедиций в XVIII в.33. Во второй половине XIX в.
пряжа для вышивания, тканья тесьмы и поясов продолжала окрашиваться красителями
домашнего изготовления.
Марийцы красили не только пряжу, но и готовые ткани,
главным образом сукно. Они использовали различные красители: растительные,
минеральные и смешанные (растительно-минеральные). Для крашения пряжи чаще
всего применяли растительные красители: цветы, листья и корни трав, а также
листья и кору деревьев. Цветовая гамма (марийских орнаментов) состояла из
четырех красок (красной, черной, зеленой и желтой). Преобладающим цветом был
красный (различных оттенков). Каждый цвет имел также разные
оттенки (в зависимости от интенсивности краски).
Растения для крашения заготавливали в основном весной.
Для закрепления красок использовались катализаторы (железо, соль, щелочь и
др.), поэтому нитки совсем не линяли. В разных районах Марийского края существовали
свои характерные и разнообразные средства и приемы крашения. Красильщицы
старались держать их в секрете. Основным способом было заквашивание ниток в
красильном растворе, поэтому пряжа, окрашенная таким образом, называлась «шуктымо шÿртö» — «квашеные
нитки»34.
Средства и методы окрашивания пряжи и тканей в различные цвета у марийцев имеют
большое сходство с соседними народами, особенно эта аналогия прослеживается
с чувашами и мордвой.
Анилиновые красители марийцами стали применяться в
конце XIX в. Это повлияло на цветовую гамму народного костюма.
Наряду с четырьмя основными цветами появляются новые — яркие: малиновый,
розовый, фиолетовый, сиреневый, ярко-желтый и другие.
Особенности
Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.
Цвета и оттенки
Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.
Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.
Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.
Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.
Ткани и крой
Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.
Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.
Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.
Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.
Разновидности
Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.
Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.
Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.
Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.
Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.
Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.
Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.
Аксессуары и обувь
Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы
Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.
Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.
Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.
Ткани и крой
Издавна марийцы занимались ткачеством, предпочитая носить в зависимости от погодных условий холщовую, льняную одежду. Широко использовалось сукно – в частности, для пошива верхней одежды мужчин и женщин.
Немного позже, когда на марийскую культуру оказали сильное влияние российские традиции и взгляды, мужчины и женщины стали носить костюмы из хлопка.
Мужские и женские туники были просторными, имели трапециевидный или прямой крой. Зимние кафтаны, которые служили для надежной защиты человека от ветра, мороза и холода, были туникообразными и удлиненными. В некоторых случаях длина могла быть ниже колен.
Летние кафтаны представляли собой укороченные модели до линии талии или середины бедра, приталенного покроя. Они могли быть отрезными по талии или прямоспинными.
Крой штанов, которые носили и мужчины, и женщины, зависел непосредственно от местности, в которой проживал представитель марийского народа. Среди жителей и жительниц восточных регионов чрезвычайно популярными были приталенные или зауженные модели штанов.
Люди, проживающие в горной или луговой местности, останавливали свой выбор на более комфортных, свободных изделиях, которые не сковывают движений.
Особенности
Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.
Цвета и оттенки
Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.
Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.
Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.
Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.
Ткани и крой
Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.
Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.
Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.
Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.
Разновидности
Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.
Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.
Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.
Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.
Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.
Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.
Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.
Мужской, женский, свадебный костюм
Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.
Костюмы для женщин
Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.
Нарядные образы
Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.
Костюмы для свадьбы
Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.