Палехская лаковая миниатюра
Содержание:
- История промысла Палеха
- Особенности палехской росписи
- Палехская роспись картинки
- Основные цвета в росписи
- Элементы палехской росписи
- Техника выполнения росписи
- История промысла Палеха
- Центры русской лаковой миниатюры
- Послевоенные годы
- История промысла
- Рождение палехской миниатюры
- Как началось иконописание в Палехе
- Изготовление палехской миниатюры
- Элементы палехской росписи
- Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера
- Палехская роспись
История промысла Палеха
Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.
Зарождение росписи
Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.
Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.
Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.
Интересный факт
Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.
Современное время
После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.
Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.
Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.
Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.
Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.
Особенности палехской росписи
Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:
- Миниатюрностью, изяществом исполнения;
- Плавностью и мягкостью оттенков;
- Филигранностью и живописностью;
- Наполненностью элементами;
- Точная роспись мелких деталей;
- Многообразием тонов и переходов.
Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.
Палехская роспись картинки
Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.
После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.
Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.
У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.
Основные цвета в росписи
В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.
Элементы палехской росписи
Палех – это роспись, которая имеет свои композиционные особенности. Она отличается тонкой прорисовкой мелких элементов, из которых складывается картинка. Наиболее часто в изделиях мастеров прослеживаются мотивы былин, басен, сказаний, а также сценки из народного быта.
Отличие техники от хохломы или гжели прослеживается в цветовой гамме. Фон зачастую выбирается черный, на нем отчетливо видны мельчайшие детали сюжета. По всему полю сияют золотые элементы. Эта традиция идет из глубины веков. Во время написания икон, этот цвет символизировал близость к солнцу.
К основным особенностям палехского рисунка относятся:
- многослойность в прокраске контуров и создании тени;
- слегка вытянутое изображение фигур персонажей;
- натуралистичность в прорисовке мелких деталей;
- множество выделенных элементов небольшого размера.
Производство изделий народного промысла продолжается в настоящее время. В качестве основы под роспись используется дерево. Удивителен тот факт, что гравюры для оформления классических произведений в книгах также выполнены в запоминающейся палехской технике.
Техника выполнения росписи
Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.
Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.
Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.
Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.
Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.
Интересный факт
Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.
История промысла Палеха
Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.
Зарождение росписи
Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.
Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.
Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.
Интересный факт
Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.
Современное время
После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.
Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.
Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.
Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.
Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.
Центры русской лаковой миниатюры
В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой росписи храмов. Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.
Послевоенные годы
В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображают различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. В пятидесятые годы, по мнению многих искусствоведов, лаковая миниатюра в Палехе переживает явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, вытеснившей из работ романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. Палехская миниатюра, фото которой представлено ниже, наглядно показывает влияние советской идеологии того времени на художников.
Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большую часть работ, созданных в эти годы, хотя и оставались некоторые мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.
Шестидесятые годы характеризуются тем, что монументальность и избыточная натуралистичность уходят, а возвышенность и романтическая дымка возвращаются в Палех, лаковая миниатюра вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период художники-палешане обращаются не только к фольклорным источникам, но и к произведениям классической литературы, а также и к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в работах мастеров.
Семидесятые-восьмидесятые годы XX века стали временем расцвета палехской росписи. Художники Палеха приглашаются для разработки декораций различных концертных программ, декоративного оформления детских и культурных учреждений.
История промысла
Некогда бежали в Палех, село во Владимирской губернии на реке Палешке, талантливые иконописцы из Суздаля и Владимира, чтобы сохранить свое мастерство и передать его потомкам. В творчестве народных умельцев преобладали церковные мотивы, отсюда и выбор техники, и палитра оттенков. Каждая миниатюра – произведение искусства, выполненное вручную.
Народный палехский промысел переродился в свою современную форму после Октябрьской революции. Пришедшая на смену старой, новая власть не могла оценить светлые образы икон и церковные купола на картинках. Мастера перестроились и стали выпускать шкатулки, выполненные из папье-маше, как в селе Федоскино. Только краски и техника оставались прежними. Так появилась деревянная шкатулка, изукрашенная картинами из сельской жизни со сказочными мотивами.
Народные промыслы Палех сохранялись мастерами местной артели. Они не изменили традиционное изображение, оставив яркие краски и богатство позолоты. В 1925 году лучшие образчики росписи были представлены на парижской выставке, что сделало ее известной на весь мир.
На 60-80-е годы настал расцвет народного искусства:
- в моду вошли открытки с живописными миниатюрами;
- роспись украшала почтовые марки;
- коробочки для косметики и сувениров были оформлены палехскими картинками;
- во многих домах появились яркие подносы, на которых красовались достижения советских тружеников, выполненные в традиционной манере.
Фото с палехской, жостовской, хохломской росписью и гжелью продавались в киосках «Союз печати». Они были узнаваемы не только ценителями.
Рождение палехской миниатюры
После Октябрьской революции 1917 года народный промысел в Палехе прекратил свое существование. Бывшие иконописцы организовали собственную артель, которая специализировалась на реставрации храмов. Но вскоре «творческое объединение» распалось.
В 1920 году живописцы деревушки вновь объединились для проведения росписи домашней утвари, созданной их древесины. Они декорировали ковши, матрёшек, солонки и т.п. Спроса на продукцию не было, поскольку изделия не соответствовали уровню старых умельцев. Невысокая стоимость товара и большие объемы производства привели к небрежному исполнению.
В 1922 году Иван Голиков, проживающий в Москве, увидел в Кустарном музее шкатулку черного цвета из папье-маше с яркой федоскинской росписью. Изделие настолько воодушевила мастера, что он решил попробовать самостоятельно создавать уникальные вещи с неповторимым дизайном.
Первым его шедевром стала фотографическая ванночка, декорированная росписью в золотистых и серебристых оттенках. Миниатюра получила название «Адам в раю». Живописец отнес ее в музей. Руководство учреждения по достоинству оценило талант мастера и выдало полуфабрикат для изготовления новых зарисовок.
Огромный опыт в живописи помог палешанам справиться со сложной задачей – гармонично объединить миниатюру и объемную форму шкатулок, пудрениц и прочих вещей. Бывшие иконописцы не стали отказываться от традиционной техники письма с использованием яичной краски и твореного золота.
Также мастера сохранили в новых произведениях средневековые приемы стилизации и условность форм. Удачный эксперимент с черным фоном, который усиливал цвета и придавал картинке глубину, стал визитной карточкой палешан. |
Как началось иконописание в Палехе
В шестнадцатом столетии обитатели поселения под влиянием зародившихся ранее центров иконописи в Холуе и Шуе, также решили попробовать собственные силы в данном направлением. Не сказать, что попыток было слишком много. Да и назвать их удачными язык не поворачивается.
В середине семнадцатого века слава палешан дошла до российской столицы и живописцев стали приглашать в Москву для выполнения работ при царском дворе. В эти времена во Владимирской губернии иконы писали практически в каждом крупном поселении. Но к восемнадцатому столетию сохранилось всего три центра иконописи: Холуй. Мстёра, Палех.
Палешане в отличие от более развитых в промышленном плане соседей, вплоть до девятнадцатого века совмещали сельскохозяйственные работы с росписью. Для них подобное ремесло было чем-то вроде хобби, которым они занимались в свободное время. Иконы вырисовывались с соблюдением старинных традиций, каждая деталь старательно обрабатывалась. По этой причине изделия создавали долго и стоили они немало.
Расцвет палехской росписи пришелся на начало девятнадцатого столетия. Иконы, созданные в небольшом поселении, пользовались небывалым спросом не только в России, но и за рубежом.
В середине девятнадцатого века в Палехе были созданы первые мастерские, которыми владели Сафонову, Корину, Наныкину и Удалову. Спустя десятилетия роспись икон стала массовой, снизилась их стоимость и соответственно, качество. Появление образов, распечатанных типографским способом, привело к упадку национального ремесла и ликвидации многих мастерских.
Изготовление палехской миниатюры
Роспись создают на шкатулках, брошках, табакерках и т.д. Папье-маше, на которое наносят миниатюру, делают из картона. Мастер нарезает полоски, обмазывает их мучным клейстером и наклеивает внахлест на болванку из древесины. Затем заготовку зажимают с помощью пресса.
Спустя некоторое время формируются трубки, их внешний в напрямую зависит от типа болванки. «Полуфабрикат» тщательно просушивают, пропитывают льняным маслом и вновь отправляют на просушку при температуре сто двадцать градусов. Далее проводится грунтовка и шлифовка.
Следующим этапом становится нанесение на заготовку трех слоёв чёрного лака. Внутреннюю сторону покрывают масляным лаком с киноварью (красный минерал, в составе которого в основном ртуть и сера).
Перед началом росписи поверхность тщательно обрабатывают пемзой. Затем живописец наносит на заготовку изображение с помощью тонкого и острого карандаша. Художники Палеха сначала пишут белилами, прорисовывая детали композиции, используя «беличью» кисточку. Они отличаются по толщине, причем мастера изготавливают их самостоятельно.
Белила требуются для того, что при дальнейшем покрытии лаком, сквозь не проступали черные «кляксы». На данном этапе разрабатывается цветовая гамма композиции. На светлые участки накладывают больше белил, в несколько слоев. Затем приступают к раскрашиванию. |
Следующая стадия – роспись. По роскраши темным фоном прорисовывают контуры и элементы сюжета. Затем выявляют теневые и световые участки композиции (приплавка). Завершающий этап – окончательная отделка красками объемов нарисованных предметов. Проводится это с помощью линий (пробелы), которые накладывают по определённой схеме, в трехцветной тональности.
Живописцы для создания миниатюр используют яичную темперу
Для этого желток яйца осторожно выливают из скорлупы, предварительно сделав в ней прокол иголкой, и разбавляют уксусом с водой. Полученную эмульсию добавляют в сухой пигмент и тщательно растирают указательным пальцем
Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий). Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка.
Затем аналогичную процедуру проводят на механическом круге, обтянутом плюшем. Окончательная полировка выполняется руками. На поверхность изделия наносят сало и в течение часа растирают его ладошками, смоченными в воде.
Элементы палехской росписи
Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.
Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.
Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера
Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников первой артели, благороднее.
С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина. Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева. Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе. «Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Ее нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в черный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник». Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака, уходит день – иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.
Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищаются порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.
Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке – используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившее пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.
Поверх черной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали.
Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.
«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это тупая игла. Мы прикладываем ее к кальке и начинаем обводить изображение. Видите, остается след», – говорит художница Ирина
. Мы застали ее за росписью елочной верхушки. Продукция мастерской, связанная с новогодней тематикой, в этот сезон особенно популярна. «Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на нее несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займет значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить еще около семи слоев лака», – комментирует Евгений. В арсенале палехских художников есть еще несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведен на матовую поверхность шкатулки. Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков палешане – как выяснилось, хорошие охотники – с давних времен использовали для того, чтобы полировать сусальное золото.
Палехская роспись
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех…
Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.
Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.
Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.
Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.
Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.
После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.
И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.
Поставец с росписью в духе «революционных агиток»
Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.
Разделочная доска с палехской росписью. Часы.
В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.
Палехская шкатулка.
В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.
Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.
Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».
Отличительные черты палехской школы :
миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
- узорчатость письма;
- разнообразие радужных сияний;
- вписание остроконечных гор;
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур подобно строгановским;
- тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Рабочее место палехского художника:
По материалам интернет-сайтов.