Тюбетейка

Туркменистан

До начала XX столетия туркменки носили одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но и часть лица.

Молодые девушки надевали мягкие шапочки типа тюбетейки. Однако после замужества большинство женщин меняли их на головные уборы с закрывающими нижнюю часть лица занавесками.

О. Челекен: туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021

«Эта традиция связана со старинным обычаем избегания женщиной родни мужа по мужской линии», – отмечает кандидат исторических наук Анна Морозова в своей работе «Традиционная народная одежда туркмен».

Яшмаком (вуалью) для части туркменок служили концы платков или полотнищ, из которых наматывался тюрбан. Концы платков пускали под подбородком, выкладывая на грудь складками. При встрече с мужчиной женщина закрывала ими нижнюю часть лица.

Также были и специальные занавески, входившие в состав головного убора: эсги, дастар и лечек.

Туркменки. Фото: Макс Пенсон

«Они делались из отрезов ткани или специально вытканных шарфов длиною от 1,5 до 3 м, в ширину самой ткани. Концы ткани сшивались, образуя большую петлю или муфту. Молодые женщины делали эсги и дастар из красных шелковых и полушелковых тканей, женщины среднего возраста – из желтой ткани, старые – из белой», – отмечает Анна Морозова.

При выходе из дома поверх головных уборов женщины набрасывали на голову халат-накидку. Это могла быть обычная верхняя одежда или же специальный наголовный халат с деформированными, очень узкими и длинными рукавами, сшитыми сзади.

К специальным халатам-накидкам туркменок относятся пуренджек и чырпы.

Открытка. О. Челекен: женщина-туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021

Пуренджек шили из тонкого зеленого или красного шелка. В отличие от других халатов-накидок он не имел подкладки. Его не вышивали, а украшали серебряными пластинками.

Чырпы обычно шили из желтого, зеленого или белого шелка. Он был на подкладке и украшен вышивкой.

Наголовные халаты туркменок чем-то напоминают паранджу, которую носили узбечки и часть таджичек. Однако в отличие от паранджи к ним не надевали чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины.

Туркменки также носили борик – высокую массивную шапку, которая могла быть разных форм. «Основу борика составлял твердый каркас, который изготовлялся из разнообразных материалов (крашеного холста, бумаги, сшивался из тонкого соломенного жгута, толстых бумажных шнуров)», – пишет Морозова.

Туркменка в борике. Фото: Макс Пенсон

Каркас борика драпировали платками. «Один конец платка свисал на спину, другой, называемый яшмак, проходил свободно под подбородком и прикреплялся с левой стороны головного убора. При встрече с мужчиной женщина, придерживая яшмак зубами, прикрывала им нижнюю часть лица», – продолжает Анна Морозова.

В Туркменистане после прихода советской власти борьба велась как раз против ношения борика. Кампания называлась «Долой борик» и была массовой: карикатуры в журналах, медицинские статьи о том, что головной убор тяжелый и поэтому вредит осанке/спине, здоровью в целом, сатирические песни по радио. Проводили эту кампанию в 60-е годы. Существовали и административные наказания. У того, кто состоял в Коммунистической партии или занимал хотя бы и малозначительный пост, не могло быть жены в борике.

Туркменки во время занятии по ликвидации неграмотности. 1928 год

Финальный аккорд случился в 70-х годах, когда колхозники начали получать паспорта. Для фото на паспорт надо было фотографироваться без головного убора. Желание получить паспорт было сильнее, чем стремление покрывать голову. Процесс отказа от борика пошел быстрее и легче. В те времена в Туркменистане ходила шутка, что для правила фотографироваться на паспорт с непокрытой головой были сделаны два исключения: для папы римского для посещения СССР и Махмуда Эсамбаева (чеченского актера балета, который всегда носил папаху).

В отличие от головных уборов яшмак остался. Но и здесь правила смягчились. Молодые женщины прикрывали рот платком только перед мужской родней мужа. Эта традиция соблюдается и теперь. Но яшмак не распространен везде. Например, на востоке страны в районах реки Амударья или на юго-западе он встречается редко.

Материал сайта «Настоящее Время». Оригинал можно посмотреть здесь.

Женская

Золотошвейная шапочка из Бухары относится к самобытной разновидности узбекских женских шапочек. Модель бывает четырёхгранной с геометрическим рисунком или круглой формы. Шитьё золотыми нитями придает женской тюбетейке красоты и торжественности. Сегодня они являются непременным атрибутом свадебного наряда молодой женщины. А раньше золотошвейные тюбетейки были обязательным элементом костюма эмира и его свиты.

Ташкентские женские тюбетейки, представленные на фото, сшиты своими руками из синего либо бордового бархата. Изделие расшито белоснежным бисером. Такие тюбетейки надевают исключительно по праздникам.

Сантиметровой лентой измеряют размер головы. Полученный результат делят на четыре. Далее из ткани вырезают четыре равных пятиугольника, у которых основание равно измеренному результату, высота головного убора — на 1 см меньше. Пример: если размер головы составляет 54 см, тогда величина основания каждого равного пятиугольника будет 54:4=13,5 см, а высота 13,5-1,0 см=12,5 см.

По таким размерам будет выполнена выкройка из бумаги, а заготовки из ткани в количестве 4 штук будут изготовлены по ней, прибавив 0.5 см на шов с четырех сторон.

На следующем этапе пошива пятиугольники стачиваются друг с другом внутренними швами. Каждый шов рекомендуется отпарить. Аналогичный вид будет иметь и подкладка тюбетейки из легкой светлой ткани с той разницей, что швы будут отстрочены сверху. Далее подкладку размещают внутри и притачивают к боковым швам изделия и вновь отпаривают. Национальная тюбетейка узбекская готова.

Вышивку орнаментов целесообразно выполнять на стадии раскроя клиньев. Рисунок на всех заготовках должен быть одинаковым.

Мастерство изготовления национальных изделий для покрытия головы окрашено насыщенным эмоциональным звучанием, высокой культурой.Созданные золотыми руками мастериц, они становятся настоящими произведениями искусства. До сих пор в народе бытует присловье, что мужская совесть и честь находится в его тюбетейке.

Особенности узоров тюбетеек

У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в ее работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:

Чустской

Самая популярная — чустская тюбетейка, где по черному полю идет орнамент, выполненный белым шелком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.

Шахрисабзской

Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить все разнообразие и богатство жизни.

Бухарской

По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить ее происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое ее надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:

  • «глаз соловья»;
  • «язычок воробья»;
  • круг, обозначающий цель.

Андижанской

Андижанская тюбетейка, вышитая крестом на плотном белом основании, была наиболее популярна среди женского населения Востока. Традиционные цвета – малиновый, синий и черный. Узор «след змеи» символизировал плодовитость и одновременно служил оберегом от дурного глаза. Дополнялась вышивка изображением фруктов и цветов.

Ташкентской

Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает ее многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, темно-синем или темно-зеленом фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза. В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.

Байсунской

Байсунская тюбетейка, округлая с конусообразным верхом, предназначалась представителям сильного пола. Вышивка выполнялась в сдержанных тонах, однако каждая цветовая комбинация скрывала в себе глубокий сакральный смысл жизненного пути человека. Желтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок.

Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал темным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.

Каракалпакской

Еще один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, желтыми и зелеными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нем сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза.

Интересные факты

Существует множество исторических фактов, которые, перекочёвывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды. Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб

Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от тёмной энергии

Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб. Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от тёмной энергии.

Форма головного убора для детей определилась исходя из традиции прятать под неё косичку на макушке мальчика, которая символизировала принадлежность ребёнка к избранным детям. Тесёмка с кисточкой на верхушке шапочки – аналог этой косички.

В XIX веке тюбетейка ещё не являлась предметом женского гардероба, однако, как и везде, встречались исключения:

  • атанг – щеголиха, которая носила эту шапочку, подражая мужчинам, тем самым выражая протест против строгих патриархальных традиций;
  • женщины лёгкого поведения; по этой причине, когда позже традиция носить тюбетейки распространилась и на азиатских представительниц прекрасного пола, женщины отнеслись к этому новшеству крайне враждебно.

И в заключение забавная старинная легенда. Давным-давно одна царица, проезжая по каракалпакским землям, увидела удивительно тонкую и красивую работу местных вышивальщиц. Подивившись, она, чтобы не сглазить, плюнула в сторону. Теперь в каракалпакской тюбетейке есть элемент в виде колеса с названием «плевок царицы». И назначение у него осталось тем же – чтобы не сглазили.

Виды тюбетеек

У разных народов формы тюбетеек разные, есть квадратные, есть конусообразные, есть похожие на таблетку. Иногда детали на тюбетейке, ее цвета и узоры могут многое рассказать. Считалось, что символы этого головного убора служат защитой (от сглаза, от врагов, от злых духов) или привлекают богатство и жизненную энергию. Существуют даже древние поверья, что тюбетейка может уберечь человека от колдовства, порчи, зависти. Поэтому носить чужую тюбетейку считалось невозможным по причине того, что с головным убором к другому человеку переходят болезни и судьба. Особенно запрещалось надевать тюбетейки умерших людей.

По тюбетейке, как и по халату мусульманина, можно было прочитать, из какого он региона, каково его происхождение, социальное или семейное положение, возраст, род занятий

До революции имамы обращали на это большое внимание и запрещали носить головной убор, не соответствующий достоверной личной информации

Национальные обычаи каждой страны диктуют свои условия ношения тюбетейки

Некоторые богословы говорят о её принадлежности к религии и утверждают, что совершать намаз без тюбетейки – это макрух (нежелательно). В доказательство приводят хадисы, в которых говорится о том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда носил головной убор. Действительно, в хадисах многих сподвижников описывается чёрная чалма Посланника. Другие учёные уверяют, что тюбетейка – это элемент восточной культуры, изначально связанный с жаркими климатическими условиями и защитой от солнца. Постепенно этот головной убор прижился и перешёл к более прохладным восточным странам.

В современной жизни иногда между поколениями возникают споры по поводу ношения тюбетейки, тем более, что в шариате напрямую не отражено решение этого вопроса. Старшее поколение в некоторых странах считает недопустимым находиться среди чужих людей с непокрытой голой. Молодежь, соблюдающая традиции ислама, не хочет носить тюбетейки даже во время намаза. По этому поводу в мечети может вспыхнуть конфликт, что недопустимо.

В суре «Аль-Араф» Аллах говорит:

Споры

Многие говорят о том, что это относится и к покрытию головы. Но несколько учёных разведали, что аят был написан для мусульман, которые обходили Каабу обнажёнными и под украшением имелась ввиду просто одежда. Другие спорят с ними, что если речь идёт об одежде, то к покрытию головы это тоже относится. Известный мухаддис шейх аль-Албани выдвигает такую точку зрения: «Мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис:

Учёный также обратил внимание на то, что, если паломнику запрещается во время хаджа покрывать голову, значит, во всех остальных случаях он должен это делать. В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет

В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет.

Чем отличается татарская и узбекская тюбетейка

В современном мире среди татарских головных уборов, более распространен стал Каляпуш, головной убор в виде невысокого цилиндра с твердым ободом. Изготавливается из бархата, но в прошлом были и другие виды тканей. Окрас в основном темный, синий, черный, темно-зеленый, украшают вышиванием различных элементов, а также бисером и жемчугом. Чем дороже украшение на шапке, тем знатнее является человек и тем большим уважением он пользуется.

Еще одним важным аспектом в татарском головном уборе является пошив подкладки, в месте шва двух тканей используют вставку из крученой нити, а ранее использовался конский волос. Это делает более плотным ободок.

Узбекская тюбетейка в отличие от татарской имеет квадратную форму и конусообразный верх. Наиболее распространен вид чустского головного убора, изготавливается только из черной ткани, для мужчин и белой для женщин. Орнамент, нанесенный на него, означает защиту от духов и придает по поверьям сил и долголетия.

Еще одним определением тюбетейки является юрта, жилище узбекского народа полностью соответствует форме головного убора. Мужские шапки не имеют многоцветности в отличие от женских, которые могут быть украшены всеми цветами радуги.

Как сделать татарскую тюбетейку из бумаги

Для изготовления нам потребуется:

  • лист плотной бумаги (допустимо использование картона);
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • карандаш;
  • белые толстые нитки и шило;
  • портной метр (для замера размера головы).

На бумаге рисуем эскиз будущего изделия, по размерам снятых с головы. Татарский головной убор имеет цилиндрическую форму, поэтому необходим круг для верха и прямоугольная полоска для создания ободка.

Вырезаем детали и раскрашиваем в темный цвет. После высыхания, с помощью нити и шила, сшиваем элементы наружным швом, это придаст орнамент изделию. Усилить ободок можно за счет вставки дополнительной полоски. Красками нанести узоры на каемку и верх шапки.

Как сделать узбекскую тюбетейку оригами из бумаги своими руками

Для создания головного убора потребуется:

  • бумага (несильно плотная);
  • карандаш;
  • ножницы;
  • клей;
  • метр портного.

Необходимо на листе бумаги сделать выкройку модели, она состоит из 1 детали, которую впоследствии собирают в конусе. Предварительно замерив размер головы, метром.

Затем необходимо склеить составляющие так, чтобы получился многоугольник. Украшение шапки, происходит исходя из предстоящего события, это могут быть золотистые или белые узоры. Сам цвет модели делится на черный для мужчин и белый для женщин.

Виды тюбетеек

Сегодня в Средней Азии существует множество различных видов этого головного убора: плоские, конусообразные, полусферические и квадратные. Узор и цвет вышивки отражает древние традиции и быт народа.

Если форма тюбетеек для мужчин, женщин и детей практически не отличается друг от друга, то элементы, украшающие шапочку, различаются в зависимости от пола и возраста.

Вышивка на головном уборе мужчин отличается, как правило, двух-трехцветной палитрой, а узоры на женской шапочке выполняются в более богатой цветовой гамме. Исключение, пожалуй, составляют только уйгуры, мужские тюбетейки которых украшаются не только разноцветной вышивкой, но и бисером. Они представляют собой настоящие произведения искусства и часто украшают стены жилища наряду с коврами.

Еще один вид тюбетейки – кулох. Эта вытянутая вверх куполообразная шапочка на широком околыше носилась представителями духовенства (дервишами). Кулох мог обматываться сверху чалмой, но остроконечный верх должен был просматриваться.

Девушки и молодые женщины предпочитали небольшие круглые шапочки с высоким околышем и надевали их высоко на лоб. Они могли украшаться не только вышивкой, но и жемчугом, камнями и перьями.

Детская тюбетейка имела форму купола с острым верхом и украшалась на верхушке тесемкой с кисточкой. Надевая этот сакральный головной убор малышу, мулла благословлял ребенка, привлекая к нему здоровье и благополучие.

В Туркмении тюбетейка называется «тахья». Форма ее может быть любой, а вышивка, как правило, состоит из геометрических элементов и выполняется в палитре, ограниченной красным, белым, желтым и черным цветами.

Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.

В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах. Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».

В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.

С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.

Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.

К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».

В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.

История узбекской тюбетейки

Само слово Тюбетейка имеет татарские корни, произошло оно от слово «тюбете», что в переводе значит – верхняя часть, вершина. В Узбекистане же принято называть этот головной убор «калпок» или «дуппи». К концу 18 – началу 19 века, тюбетейки набрали большую популярность в Средней Азии, как и множество их форм и видов: круглые, конусные, островерхие, квадратные, вытянутые в виде купола.

К самым распространенным орнаментом вышивки, относятся цветочный мотив и миндалевидный мотив «бодом» – символ жизни и плодородия. «Илон Изи» (тропа змей) — широко распространенный узор в орнаменте тюбетейки. Ходят поверия что он действует как талисман.  Узбекские орнаментные украшения, как и цветовое оформление, также представляют большое разнообразие и их реализация зависит от региона.

Узбекские тюбетейки бывают женские, мужские, для детей и для людей пожилого возраста. Пожилые женщины их не носят. Внешне они различаются следующим образом:

Мужские.

Преимущественно из тёмных тонов, близких к чёрному. Изготавливаются из сатина или бархата.

Женские.

Используют светлые тона. Основным материалом является бархат, шёлк или парча. Также украшаются бисером, яркими камнями и блёстками.

Детские

Это красочные ткани, пушистость кистей и бисера, разноцветная вышивка, блестки и множество прелестей.

Разновидности тюбетеек

Разделяют шесть видов узбекских тюбетеек по регионам: Бухарская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская и Ташкентская. Все виды отличаются не только формой, но и орнаментами, украшающими головной убор. Узоры оттачивались мастерами в течении многих веков, а теперь передаются от мастера к ученику. Многообразие узбекских узоров поражает. Они могут быть выкроены в виде очертаний животных или птиц, растений или просто сложных узоров. Самые распространенные орнаменты на тюбетейках это:

  • Перец — символ чистоты и отрешенности от всего земного;
  • Пучки перьев, мотив соловья, птицы — символ высшей мудрости;
  • Ветки розы — символ мира и красоты;
  • Надписи священной арабской вязью – в качестве благословения носителя.

Способы вышивки также самые разные, гладью, мелкими крестиками, бисерным плетением. Часто рисунок предварительно наносится на поверхность, а уже потом по нему вышивается узор. Но профессиональные вышивальщицы способны обходиться без предварительных набросков и вышивать узоры сразу.

В Фергане и всей Ферганской долине особо популярны Чустские тюбетейки, выполненные в строгом стиле, но всё же очень красиво смотрящиеся на голове. Это контрастные узоры из чёрного и белого цветов, по четыре стороны вышиты узоры в форме стручкового перца «калампир». Считается, что выкройка четырех цветков в куполе тюбетейки призваны оберегать состояние здоровья мужчины, а целых шестнадцать полукруглых узоров по кайме – символ дружбы и богатства семьи. Ни один мужчина не придёт на мероприятие без этой тюбетейки, будь то свадьба, посещение молитвы в мечети, праздник или похоронная церемония.

Шахрисабзские и Сурхандарьинские «дуппи» бросаются в глаза своей яркостью красок и необычным способом шитья «ироки». В Ташкенте же популярны тюбетейки типа «шоблуш», это мужские головные уборы, выполненные из хлопчатобумажной ткани с особой подкладкой, которая может быть обшита либо вручную, либо на машинке. Бухарские тюбетейки имеют круглую и четырёхгранную форму.

Самые популярные Бухарские тюбетейки, это те, что украшены золотым шитьём. Об этих головных уборах известно во всём мире уже с давних времён. Они были непременным атрибутом одежды высокопоставленных лиц и знати. Узоры выполнены обычно в виде растений или выкройки геометрических форм. Украшаются так же распушёнными кисточками и бахромой. Ныне такие тюбетейки чаще всего одевают на свадебные церемонии и торжества.

Большую популярность национальная тюбетейка возымела в начале двадцатого столетия, распространившись из Узбекистана по всему миру. Во многих мировых музеях тюбетейка принимает участие в различных экспозициях. Однако полную коллекцию всех видов тюбетеек можно найти исключительно в музеях Узбекистана, таких как “Музей прикладного искусства” или “Музей истории Узбекистана”.

Мужская

В большинстве случаев для пошива мужских дуппи своими руками используют черный сатин либо бархат. Самая популярная модель — чустская из Ферганы. Смотрится вещь достойно и солидно, несмотря на обилие декоративной отделки. Она заключается в комбинировании белого узора в форме стручков перца на черном фоне. Изделия рукодельниц наполнены национальными мотивами. В композиции многих изделий присутствуют изображения веток с распустившимися листьями, бутонами цветов. Все это перекликается с рисунками животных и птиц. Тюбетейки рукодельницы вышивают гладью шелковыми нитями и мелкими крестиками. На фото можно видеть, насколько привлекателен национальный головной убор.


В Ташкенте пользуются популярностью мужские шобпуш — дуппи из хлопкового материала на подкладке, которые можно сшить своими руками или на швейной машинке.

Кыргызстан

Кыргызки, за исключением тех, кто проживал в некоторых районах Ферганской долины, никогда не закрывали лицо. Как и в аналогичной ситуации в Казахстане, историки объясняют это кочевым образом жизни кыргызов, что требовало от женщин активного участия.

Молодые девушки могли ходить c непокрытой головой. Замужние женщины должны были носить головной убор.

Головные уборы кыргызок были разнообразными.

Шокуло – коническая шапочка, которую обычно шили из красного сукна или бархата. Ее носили незамужние девушки. (У казахов этот головной убор называется саукеле.)

«Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускавшейся на спину. Выкраивали шапочку из узкого куска ткани», – пишет этнограф Клавдия Антипина в книге «Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных кыргызов».

Кара-киргизские женщины. Кызляр-ай. Из «Туркестанского альбома» 1870-х годов (составители Александр Кун, Николай Богаевский). Фото: Библиотека Конгресса США

С XIX века незамужние девушки начали носить другие головные уборы. «Девичий головной убор состоял из шапочки – тебетей, опушенной широкой полосой меха. Часто на макушке таких шапок прикрепляли несколько перьев филина – уку тебетей. Носили также топу – тюбетейки, верх которых иногда украшался вышивкой, перламутром», – отмечает этнограф Айдарбек Кочкунов в книге «Этнические традиции кыргызского народа».

Замужние женщины носили тюрбан (элечек), который состоял из нескольких частей: шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.

В начале XX века тюрбан стал вытесняться платком.

Кыргызская невеста Сипай. Из «Туркестанского альбома» 1870-х годов (составители Александр Кун, Николай Богаевский). Фото: Библиотека Конгресса США

В некоторых районах на юге Кыргызстана женщины носили паранджу – халат, с широким воротником и узкими, длинными ложными рукавами, откинутыми на спину и скрепленными сзади тесемками. Паранджу носили, накидывая воротником поверх головного убора. Ее длина могла доходить до щиколоток, а могла быть и чуть ниже колен. Лицо женщины закрывала длинная прямоугольная плотная сетка из черного конского волоса – чачван. Длина чачвана могла была до талии, а могла – ниже бедер.

Такую одежду надевали кыргызки в долинных селениях Ферганской долины – Ноокатском и Карасунском районах Ошской области, а также Сузакском районе Джалал-Абадской области.

«На юге современного Кыргызстана кыргызы очень тесно жили с узбеками, таджиками, сартами, поэтому на них влиял совместный быт. Речь идет о кыргызах, которые занимались земледелием, торговлей и ремеслом. Их дочери и жены носили паранджу. Однако это было не так массово, как у узбеков и таджиков, живущих в Ферганской долине», – рассказывает доктор исторических наук Абылабек Асанканов.

Азербайджан

До начала 30-х годов XX столетия часть азербайджанок носила одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но иногда и лицо.

В городах женщины при выходе из дома надевали чадру – большое покрывало, закрывающее всю фигуру. Чадра у азербайджанок могла быть самых разных цветов. Лицо при этом прикрывали платком или кружевной сеткой. Такая одежда была характерна для Баку, Бакинского уезда, Нахчывани, Ордубада, Гянджи и Шамахи.

Фото: Александр Соломонович Роинов, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»

Деревенские жительницы чадру надевали редко, лишь при выезде из родного села. Обычно ограничивались перекрыванием рта и носа частью головного платка (яшмаг).

«Чадру шили из гладкой материи черного и темно-синего цвета, а женщины из богатых семей покупали нарядные шелковые покрывала ярких тонов. В Баку чадру изготовляли чаще всего из легких атласных, шелковых или муслиновых тканей. Легкие и мягкие ткани позволяли делать более изысканные и красивые драпировки. Женщины победнее довольствовались чадрой из сатина и ситца. На выход в гости, на свадьбу надевали чадру белого цвета из шелковой ткани в клеточку», – отмечает доктор философии Измира Кулиева в статье «Женские головные уборы как атрибут азербайджанского национального костюма».

«Выходя из дома, наряду с чадрой женщины закрывали лицо полотняным платком (рубенд), в котором перед глазами находятся два сетчатых отверстия, пропускающие лишь слабый свет», – продолжает Кулиева.

Портрет женщины в национальном костюме. Баку. Вторая половина XIX в. МАЭ РАН 2021

Одним из элементов женского головного убора была повязка – чутгу, сшитая в виде узкого чехла. Чутгу повязывали вокруг головы, прикрывая лоб, собирали в нее волосы и закладывали на спину. Поверх чутгу носили платки (шелковый кялагаи, крепдешиновый орпек), шали или чадру. Вместо чутгу как нижний головной убор могли использовать косынку – лячек.

Борьба с чадрой среди азербайджанцев началась в 1908 году с протестов либеральной буржуазии. Однако духовенству удалось подавить сопротивление. Была достигнута договоренность, что протесты прекратят взамен на то, что представительниц буржуазии, одетых в европейском стиле, не будут преследовать.

После прихода советской власти началась кампания за «освобождение женщин Востока» – худжум (наступление). Для азербайджанцев она запомнилась кампанией по снятию чадры, которую, как и центральноазиатскую паранджу, считали символом угнетения женщин.

Фото: Дмитрий Иванович Ермаков, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»

В течение 1929 года от чадры отказались около 270 тысяч азербайджанок. Одной из первых это публично сделала азербайджанская киноактриса, впоследствии известный химик Иззет Мирза Ага кызы Оруджева и четыре ее сестры. Они прилюдно сбросили чадру прямо на бакинской улице, которая тогда так и называлась – Чадровая (сейчас это улица Мирза Ага Алиева, имени отца девушек).

Однако кампания против чадры сталкивалась с сильным сопротивлением. Некоторых женщин, отказавшихся от чадры, родственники выгоняли из дома. В 1930 году отец убил свою дочь Сару Халилову, которая сбросила чадру и пошла работать на фабрику. Ее убийство спровоцировало демонстрации по всей республике.

В 1960 году в Баку поставили памятник освобожденной женщине, это фигура женщины, снимающей чадру. Автор памятника Фуад Абдурахман был вдохновлен персонажем Севиль из пьесы Джафара Джаббарлы «Севиль». Главная героиня проходит путь от затворницы, которую муж выгнал из дома, до сбросившей чадру образованной женщины. В 1929 году по мотивам пьесы был снят фильм. Роль Севиль в нем сыграла Иззет Мирза Ага кызы Оруджева.

Что такое тюбетейка

Тюбетейка – национальный головной убор среднеазиатских народов, представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена.

Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.

Историческая справка

Корень слова «тюбетейка» кроется в тюркском слове «тюбе» (или «тобе»), что означает «верх». На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие.

Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живет и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:

  • юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
  • пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
  • каса – традиционна посуда для еды.

Характерные черты головного убора

Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для ее изготовления могут быть разными: шелк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.

Детали тюбетейки – описание

Этот головной убор состоит из трех частей.

  1. Тепа – «холм», или «бугор». Это верхняя часть шапочки, тот самый купол, который оберегает хозяина он дурного глаза. Интересно, что тепа четырехугольной формы позволяет тюбетейке складываться, а, следовательно, ее удобно хранить.
  2. Кизак – это околыш. Он также расшивался шелком, а в орнаменте были зашифрованы различные символы: рождение и смерть, здоровье и богатство.
  3. Жияк – тесьма, которой обшивался кизак тюбетейки снизу. Также был призван оберегать владельца от злых духов. Он может быть чисто черным или украшаться одним-двумя повторяющимися мотивами.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector