Народы россии: удмурты
Содержание:
Национальные головные уборы
Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:
- шапочки с высоким лбом (айшона);
- налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
- платки, расшитые и отделанные бахромой;
- когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.
Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.
Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.
Откуда появилось название
До сих пор туманно и возникновение названия удмурты. Гипотез существует много, однако подтверждения им нет. На сегодня преобладает мнение, что название произошло от слова вотмурт, где -мурт означает человек, а вот- относится к реке Вятке. С течением времени самоназвание трансформировалось в удмурт.
До начала 30-х годов 20 века русские называли население этой территории вотяками (по наименованию местности). Однако местные считали такое наименование пренебрежительным и никогда им не пользовались. Окончательная ясность в вопросе настала в 1932 году. Именно тогда на карте вместо Вотской автономной области, появилась Удмуртская.
Историческая справка
Археологические находки неопровержимо доказывают, что удмурты — автохонное население этих территорий, с течением времени смешавшееся с индоиранскими, тюркскими и славянскими народами.
Из всех племен финно-угорской группы на исторической родине остались только коми и удмурты. В их культуре сохранились старинные элементы. Остальные народности в процессе перехода поменяли свой быт, уклад, потеряли идентичность.
В состав российского государства жители северных территорий попали в конце 15 века, во времена присоединения вятских земель. В 16 веке, во времена завоевания Казанского ханства, Иван Грозный закрепил такое положение дел окончательно. Тогда же в состав России вошли и южно-удмуртские земли.
Письменность на этих территориях появилась только в 18 веке, во времена Екатерины Второй, поэтому не существует собственных источников, по которым можно было бы восстановить историю народа.
Женский костюм
Женская одежда различалась по нескольким признакам:
- место жительства (северные, южные);
- возраст обладательницы;
- семейный статус.
Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.
Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.
Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.
Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.
Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.
Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.
На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.
История и особенности
Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.
Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.
Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.
В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.
Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.
Какие фасоны в традиции?
Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.
В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.
Особенности формирования различий в женской одежде:
- принадлежность к северным или южным народам;
- семейный статус;
- возраст.
Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.
Традиционные повседневные одежды и обувь
Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:
- каждодневная одежда;
- праздничная;
- облачение для обрядов (погребальные, свадебные).
Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.
Женские
Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.
Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:
- шубой из овчины;
- отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.
Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.
Мужские
Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:
- светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
- свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
- рубашечный воротник – украшался вышивкой;
- тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
- в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.
Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.
Детские
Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.
Язык и религия
Язык принадлежит уральской языковой семье. Известно северное и южное наречие. Большое количество слов заимствовано из русского и тюркского языков. Алфавит насчитывает 38 букв, 33 из которых — буквы русского алфавита.
Основной религией считается православие, которое стало успешно насаждаться с момента присоединения к Российской Империи. Однако в сельской местности до сих пор сильны дохристианские верования. Многие народные праздники уходят корнями в язычество. Важнейшие из них:
- Гербер — моления об урожае;
- Толсур — праздник в честь собранного урожая;
- Вай дыр — масленица.
Традиционные занятия населения — земледелие, пчеловодство, рыболовство, охота на пушного зверя.
Удмурты — народ своеобразный и очень колоритный, стремящийся сохранить свою идентичность в языке, культуре и взгляде на мир.
Декор костюма
Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.
Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.
В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.
Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.