Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Техники золотного шитья

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Канитель


Канитель Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.

Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,


Расположение золотой нити над тканью

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре


Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.


Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа. Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой? ДаНет

История

На Руси искусство вышивки золотыми нитями появилось более тысячи лет назад, еще во времена принятия христианства и пришло к нам именно из Византии.

С древних времен Русь связывали с Византией торговые и дипломатические отношения и на протяжении веков сюда привозились византийские произведения искусства: расшитые золотыми нитями византийские ткани (“паволоки”) были известны в Древней Руси еще до принятия христианства. И впоследствии в летописях не единожды упоминалось о расшитых золотом одеждах, предметах церковного обихода и одеяний духовенства, ввозимых из Царьграда.

Упоминания о русском золотом шитье встречаются в летописях и других источниках уже в 10-12 веках. В 11 веке в Киеве при монастыре даже существовала школа золотого шитья и тканья.  

С 15 века ведущее место занимают царские мастерские, во главе которых были великие княгини. С начала 17 века с царскими мастерскими начинают соперничать мастерские купцов и солепромышленников, которые уже к середине столетия занимают превосходящие позиции. Чаще всего этим видом шитья занимались особо зажиточные люди, так как материалы для него были дорогими, а сам процесс работы был очень длителен и требовал много свободного времени.

Мастерские шитья, которые назывались светлицами, имелись почти в каждом знатном доме. Во главе такой мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. “Штат” мастерской составлялся в зависимости от общественного и материального положения главы дома и нередко в него входило около пятидесяти мастериц. В светлицах торговых и служилых людей золотым шитьем занимались крестьянки, а у цариц — жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. Также мастерские имелись и при женских монастырях.     

Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны. Фото: livemaster.ruСтихарь, оплечье (фрагмент растительного узора), XVII век, вложен в Троице-Сергиев монастырь. Фото: livemaster.ru

Рисунок для вышивки, как правило, выполнялся художниками-иконописцами. Вышивка велась на однотонных тканях: камке, тафте, шелке, атласе. Для прочности под них подкладывали хлопчатобумажное полотно или холст. 

Вышивали позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Они были разными: прядеными, скаными, волочеными (в зависимости от способа изготовления). Пряденые представляли собой серебряные и золотые нити, обмотанные вокруг шелковинки, волоченые имели вид тонкой проволочки, а сканые были перевиты с шелковыми нитями. Золото и серебро (так же, как и драгоценные камни) были привозными. Нередко золотое шитье сочетали с украшением изделий жемчугом.        

Произведения золотого шитья очень высокого ценились (что, конечно, неудивительно!) и занимали важное место в жизни Древней Руси. Их бережно хранили в богатых домах, церковных ризницах и монастырях, передавая из поколения в поколение

В 18-19 веках происходит упадок церковного искусства. Со второй половины 19 века золотое шитье становится народным промыслом, создаются артели мастериц. В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства. Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.    

Платье императрицы Марии Федоровны. Фото: pinterest.ru

Основные техники и швы

В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.

Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.


Двойной


Гусем


Волнистый


Денежка


Косой ряд


Городок


По шнуру


В раскол

Фоновые узоры при золотном шитье

Для получения узора заполняемую область расчерчивают ровными параллельными линиями. Затем закрепляют золотную нить с изнаночной стороны вышивки и выводят нить (с помощью шила) на лицевую сторону, а стежки прикрепляющей нитью образуют рельеф в зависимости от выбранного узора.

Узор «рядки», или «косой ряд». В этом узоре стежки прикрепляющей нитью образуют рельеф из параллельных диагональных линий (рис. 2.4.4, а, б).

Узор «копытечко», или «городок». Стежки прикрепляющей нитью образуют узор в виде ломаной линии – зигзага (рис. 2.4.5, а, б).

Узор «денежка». Состоит из точно таких же зигзагов, что и «Копытечко>> (рис. 2.4.6, а), только они идут не параллельна друг другу, а составлены острыми углами (рис. 2.4.6, б).

Узор «ягодка». Данный узор (рис. 2.4.7, а) выглядит, как клетка из ромбов (рис. 2.4.7, б).

Последние статьи

  •   Как в Ирландии превращали «падших женщин» в рабынь: Дома Магдалины сегодня, 17:43
  •   Что стало причиной раннего ухода звезды фильма «Берегите женщин»: Галина Веневитинова сегодня, 15:34
  •   22 завораживающих фото природы, названных лучшими жюри Международного конкурса пейзажной фотографии 2020 года сегодня, 14:06
  •   7 звезд мирового кино и эстрады, которые выросли в семьях с однополыми родителями сегодня, 11:48
  •   Как жили палачи на Руси и сколько они зарабатывали сегодня, 10:17
  •   Жестокая судьба звезды «Большой перемены»: Почему одна из самых красивых советских актрис пропала с экранов сегодня, 09:14
  •   Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные фактв о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески 25.12.2020, 22:50
  •   Почему Гэндальфу пришлось призывать поклонников «Властелина колец» спасти Дом Джона Р. Р. Толкина 25.12.2020, 21:04
  •   За что Папа Римский наградил украинского гетмана, или Как казак всю Европу удивил 25.12.2020, 19:34
  •   Почему в Европе пытались запретить вальс, и Что оказалось сильнее запретов 25.12.2020, 18:44

Все статьи

Вышивальные швы

Золотом вышивали «вприкреп». Кроме того, металлически нити использовали в вышивке гладью. Мы рассмотрим подробно шитье «вприкреп».

Шов «вприкреп»

Шить золотой нитью «в прокол» довольно сложно: нить хрупкая и, проходя через ткань, ломается. Поэтому нить прикрепляли на внешней стороне ткани короткими стежками шелковой ниткой. Шелк брали в цвет металлической нити или подбирали контрастного оттенка. Стежки-прикрепки создавали на поверхности различные узоры.

  1. Закрепите золотую нить на основе. Для этого выведите рабочую нитку (шелковую) в начале шва. Золотую нить сложите вдвое и накиньте петлю на иглу. Введите иглу рядом с первым проколом и затяните стежок.
  2. Приложите золотую нить, сложенную вдвое, по направлению шва.
  3. Выведите иглу на небольшом расстоянии от первого стежка. Выполните короткий стежок над золотыми нитями перпендикулярно им.
  4. Затяните стежок так, чтобы золотые нити плотно прилегали к основе, но не стягивались.
  5. Для следующей прикрепки выведите иглу на выбранном расстоянии и повторите первую прикрепку.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки.

Обратная сторона шва

Шов «изнаночный прикреп», или проемный шов

Этот шов отличается от предыдущего: золотая нить протягивается на изнаночную сторону основы прикрепкой в форме петли. Стежков-прикрепок не видно на лицевой стороне вышивки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

Обратная сторона шва

  1. Выведите золотую нить на лицевую сторону в начале шва.
  2. Выведите иглу с рабочей ниткой на небольшом расстоянии от выхода золотой нити.
  3. Приложите золотую нить к основе по направлению шва.
  4. Проведите иглу над золотой нитью и введите иглу строго в прокол.
  5. Затяните петлю, слегка натягивая золотую нить.
  6. Убедившись, что золотая нить плотно прилегает к основе, затяните прикрепку так, чтобы золотая нить прошла через основу, образуя на изнаночной стороне маленькую петлю.
  7. Выведите иглу на расстоянии длины стежка от первой прикрепки и повторите ее.
  8. Продолжайте шить до конца ряда.
  9. Поворот. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  10. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  11. Продолжите работу по всей линии шва.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

Аксамитовый шов

Этот шов получил название от восточной ткани. Аксамит напоминает бархат, но ворс образуют не стриженные волокна, а маленькие петельки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 -выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Выведите золотую нить на лицевую сторону основы и закрепите ее прикрепкой.
  2. Приложите к поверхности основы тонкую палочку (зубочистку или толстую иглу, вязальную спицу) так, чтобы прикрепка располагалась под ней.
  3. Выведите иглу с другой стороны палочки и выполните прикрепку, проведя золотую нить над палочкой. В нашем случае прикрепки — петли. Если вы хотите делать прикрепки короткими стежками, располагайте их перпендикулярно палочке.
  4. Продолжайте делать прикрепки как можно ближе друг к другу.
  5. Закончив шов, выньте палочку.
  6. Если вместо палочки использовать шнур или сложенную в несколько сложений нитку, вы получите шов «по веревочке». В этом случае веревочку, естественно, не выдергивают.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити вокруг спицы

Перья жар-птицы

Процесс выделки нити из металла назывался «волочение». Тончайшая проволока, которая получалась при этом, носила название «волоченое золото» (так же работали и серебром, медью). Ею вручную обвивали прочную нить, как бы пряли ее, поэтому она и получила название пряденой. Позже в качестве основы стали использовать шелк. Такая нить стала называться скань:

Еще один способ получения золотой нити дал ей название «бить». Она выглядела как тонкая и узкая полоска. Затем ее скручивали в спираль и получали витушку, которая также называлась канителью:

Прочтите это: Сумки своими руками: пошаговое руководство

Процесс изготовления нитей был очень трудоемок, использовались дорогие материалы, поэтому готовый продукт имел высокую стоимость. Это было одной из причин, почему золотое шитье не было так широко распространено. Второй причина – для овладения мастерством требовалось специальное обучение.

Из монастырских мастерских

Изначально золотым шитьем вышивали церковные облачения (оплечье, епитрахиль, стихарь).

Использовались растительные орнаменты (цветы, листья), а также антропоморфные – изображались сюжеты из Библии. Мастерицы работали в монастырях, труд был тяжелый.

Затем на место золотой нити пришла металлическая нить. В результате этого вышивка стала дешевле и доступнее, ее все чаще можно было заметить на одежде зажиточных людей.

Любовью к таким вещам отличалось купеческое сословие.

После того как была изобретена швейная машина, стали возникать целые артели мастериц золотого шитья Арзамас, Городец, Лысково, Торжок – вот известные города, откуда великолепная вышивка развозилась по всей России.

Как попробовать приручить жар-птицу, расскажет этот мастер-класс. Почерпнув вдохновение из великолепных вышивок, попробуйте создать роскошь своими руками.

Поговорим немного о том, какие инструменты и материалы помогут в этом.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.

Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.

Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.

Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.

Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше

Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.

Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

Заказать вышивку золотом

Заказать вышивку можно прямо на нашем сайте, либо прислать письмо с эскизом, размером и количеством экземпляров.

Мы ответим вам в ближайшее время, рассчитав стоимость вашего заказа. Менеджеры помогут вам определиться с набором наших услуг, а дизайнеры дадут советы по поводу изображения, если вам это необходимо.

Способы оплаты:

наличные, безнал, переводна банковский счёт, электронные деньги(WebMoney, Qiwi-кошелёк, Яндекс.деньги).

Способы доставки:

доставка курьером, машиной, грузовиком, самовывоз, Почта России, почтовые сервисы.

Оставьте комментарий или задайте вопрос!Показать комментарии

Рекомендуем статьи

Вышить шевроны

Вышивка подушки

Промвышивка: вышиваем всем на радость!

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Мастер-класс по золотной вышивке

Начинающим вышивальщицам лучше пошагово осваивать данную вышивку с простых схем, в которых будет применяться 2-3 техники. После того как будет полностью освоено золотное ремесло, рукодельница сумеет создавать особенно красивые и сложные узоры, в которых будет сочетаться большое количество швов, а также будут присутствовать дополнительные элементы.

Потребуется картон, который позволит нитям ложиться плотно и ровно. Из него вырезаются шаблоны, в которых заранее делаются прорези и проколы, а детали пришиваются к ткани:

Шов «в раскол»

  1. Начинать вышивать удобно с середины рисунка, чтобы нитки не соскальзывали. Работа ведется рабочей нитью и золотой в две нити.
  2. Делается прикреп.
  3. Рабочая нить выводится в разрез лепестка, золотая укладывается сверху. Нужно следить, чтобы нити не перекручивались.

  4. Делается шов «в раскол«.
  5. Рабочая нить выводится с другой стороны лепестка.
  6. Снова делается прикреп.
  7. Таким образом вышивка ведется до конца.

Гладьевой шов

Работа ведется только золотой нитью. Нити выводятся с одного края картона, аккуратно, не перекручивая, укладываются на деталь, игла вводится в другого края и уходит на изнанку. И так до конца лепестка.

Контуры обшиваются золотым шнуром и получаются элементы готовой работы.

Византийские, русские и западноевропейские традиции

Русская культура отличается уникальностью и эклектикой. Она развивалась относительно независимо от культуры Европы, основанной на Римских традициях, которые пережили свое второе рождение в период Ренессанса. В Римской империи изготавливались золотые одежды, но в Европе они стали только прерогативой монархов.

Русская культура заимствовала множество ремесел, достижения науки Византии, которые сохранила Русская Православная Церковь. Золотошвейные производства и по сей день работают при монастырях и выпускают церковный текстиль, который мы все имеем возможность лицезреть во время церковных служб. Такие мотивы также можно скачать.

Вышивка золотом для церкви

За период существования появилось множество традиционных и новых схем вышивки, которые могут стать изысканным декором в помещении или украсить предметы одежды. Шитье золотом выполняется как настоящими золочеными нитями, так и металлизированными версиями, которые при низкой стоимости создают превосходный эффект золоченого шитья.

Что такое золотная вышивка


Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа. Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой? ДаНет

Вышивка золотыми нитками на Руси

В нашу страну вышивка золотом пришла из Византии, вместе с православием. Надо сказать, что наши мастерицы стали известны во всём мире, и до сих пор именно русское золотошвейное искусство считается одним из самых красивых в этой области. Тонкие узоры вышивки золотом завораживают вот уже много столетий.

У нас металлическую нить накладывали сверху на ткань, составляли узор, а потом пришивали поверх шёлковой ниткой в тон. Быстро додумались использовать позолоченную медь. В XV веке из монастырей золотое шитьё распространилось и на светскую жизнь.

Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730; сукно — Англия

Церковная вышивка золотом из Борисоглебовского монастыря

Городецкая золотая вышивка

Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.

Особенно хороши были платки: тёмно-зелёные и вишнёвые, из бархата, расшитые узорами из роз и виноградных гроздьев. Мастерицы владели таким количеством различных техник, что и не перечесть. Их работы так ценили, что расшитые золотом вещи передавались от матери к дочери в качестве приданного – многие поколения.

В наше время это искусство возрождают: городецкая золотная вышивка снова известна и популярна.

Золотые нитки для вышивки

Городецкая золотная вышивка: выставка

Дивеевская золотошвейная мастерская

Дивеево известно нам своим женским монастырём, который основал один из любимейших русских святых – святой праведный Серафим Саровский. Дивеевский женский монастырь был создан только для девиц: вдов в него не принимали.

Чем заниматься благочестивым монахиням, как не вышивкой? Дивеевская золотошвейная мастерская известна на всю Россию и за её пределами: именно там создаются самые прекрасные золотые иконы. Кстати, мы тоже можем предложить вам вышивку икон, наши нитки для вышивки золотом идеально подходят для передачи многих оттенков.

Золотая вышивка по материи иконы: образ Богоматери Умиление, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Вышивка иконы: святой архангел Михаил, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Вышивка иконы: Казанская Богоматерь, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Торжокская золотошвейная фабрика

Торжок так славился своими мастерицами, что со времён Екатерины II императорский дом частенько обращался именно туда со своими заказами, хотя и в столицах хватало вышивальщиц. Основным узором здесь была роза, украшенная завитками: чтобы переход от рисунка к фону был плавным.

В советские времена именно в Торжке вышивались знаки отличия для Красной армии. А мастерство фабрики было признано и за границей, свидетельствуют многочисленные награды с международных выставок.

В последние годы Торжокская золотошвейная фабрика так же возрождает былые традиции.

Торжокская вышивка золотом и серебром. Техника вышивки золотом

Вышивка золотыми нитками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector