Отличительные особенности жостовских подносов, как отличить подделку
Содержание:
Научиться и научить
Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.
Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.
Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.
Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.
После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.
Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».
В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!
История возникновения
Расписные металлические подносы начали делать еще в 18 веке на Урале, производство их велось на металлургических заводах Демидовых. А во второй половине 19 века подносы стали делать и в деревнях Московской губернии – Жостово, Новосельцеве, Троицком и пр. И жостовский промысел со временем стал ведущим.
Жостовский поднос. XIX в.
А началось все с мастерских по производству изделий из папье-маше, которые красиво расписывались и нарядно лакировались. Жостовская роспись подносов связана с фамилией Вишняковых, заведение братьев производило подносы и сухарницы, поддоны и шкатулки, чайницы и портсигары. Существовало предприятие с 1825 года, и уже через несколько лет в окрестностях Жостово стали все больше расписывать именно подносы, и сделанные не из папье-маше, а из металла (по примеру уральских умельцев).
Железные подносы стали главным местным продуктом, а так как селения располагались недалеко от столицы, им был уготован выгодный торговый путь
Важно и то, что местное производство не терпело убытка, ведь не было нужды в перекупщиках. Да и материалы для создания подносов можно было купить в Москве, что очень удобно
В 20 веке жостовское искусство обосновалось в артели, которых было несколько. Ближе к 30-ым народное творчество могло исчезнуть: советский реализм вносил свои правки в особенности и мотивы росписи, профессиональные художники заполняли работы своими элементами, чужеродными традициям.
Более подробную информацию об истории жостовской росписи вы узнаете из статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
Но специалисты понимали, что такие изменения просто уничтожат промысел, и им удалось отстоять жостовское искусство. С 60-х лет начался очередной его подъем. Отрадно, что лакированные металлические подносы не стали перевернутой страницей истории – Жостовская фабрика декоративной росписи работает и сегодня, активно ведет обучение новых художников, проводит мастер-классы, реализует продукцию.
Цвета в росписи
Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.
Для фона
Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.
Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»
Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.
Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.
Для основного изображения
Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.
Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.
Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня. Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Мотивы изделий
Жостовский букет нарядный и праздничный. Потому искусство народного рисунка востребовано и сегодня: узор украшает не только поверхность, на которой мастер взялся его рисовать, но и окружающее пространство.
Мотивы жостовского творчества:
• букеты из цветов (как садовых, так и луговых); • растительные и цветочные орнаменты; • вазоны и гирлянды; • пейзажи; • натюрморты; • сцены народного быта; • сцены народных гуляний.
Если не изящные цветы, то несущаяся во всю прыть тройка наверняка напомнит вам о традиционном жостовском рисунке, за которым скрывается отдельный мир народного искусства.
В данном видео представлена подборка подносов, отличающихся по цвету и узорам.
Как создается жостовский кованый поднос?
Издревле так сложилось, что производство продукции из металла ведется вручную. Иными словами, для создания подносов мастера используют холодную выколотку. Коваль в соответствии с полученной формой ножницами по металлу вырезает заготовку для будущего изделия.
Специальными молоточками он выколачивает бортики, выравнивает поле подноса. На станке проводится подгибанием краев. За двести лет существования промысла накопилось более ста пятидесяти форм. От миниатюрных до огромных («скатерных»).
Каждая заготовка создана по конкретным пропорциям. Ветреная мода оказывает влияние не только на fashion-индустрию. Изготовители подносов также стараются подстроиться под нее. Поэтому изделие может быть мелким или глубоким, крылья – широкими или узкими.
В наши дни создание металлической продукции автоматизировано. Вначале из листа железа вырезают заготовку необходимого размера, потом прессом придают требуемую форму (квадрат, круг, овал). Подобным способом создают тридцать две разновидности подносов. Остальные изделия по-прежнему изготавливают вручную.
После ковки заготовку обезжиривают, покрывают шпаклевкой и шлифуют. Этого требуется, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Обязательный шаг – нанесение грунтовки. Затем форму покрывают двумя слоями эмали. Каждое покрытие тщательно просушивают.
Черный лак и роспись пришли в нашу страну более четырехсот лет назад. Русские умельцы приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились качественного производства.
Неважно, какой формы поднос расписывают мастера, работа ведется в той последовательности, по которой трудились еще их прадеды. Для росписи используют масляную краску и беличьи кисти
Красящее вещество разводят льняным маслом, рабочий инструмент промывают в скипидаре. Кисточки используют разнообразные, от тонких до крупных. Каждый мастер обладает собственным набором.
История возникновения
Самыми первыми, именно по историческим и археологическим данным, технику лаковой росписи освоили жители Китая. Много лет назад, в эпоху Шань Инь, китайцы декорировали лаковыми изображениями домашнюю утварь и изделия повседневного использования, оружие и специальные сосуды. После Китая это творчество перешло в страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из этих мест технология лаковой живописи развивалась по-своему.
Распространение в России и национальные особенности
Многие торговцы в XVI—XVII вв. , ездившие в страны Юго-Восточной Азии, привозили красивые образцы расписных лакированных предметов к себе в Россию. Вдохновленные изяществом и уникальностью разных по форме и назначению восточных изделий, украшенных лаковыми рисунками, мастера большинства европейских государств начали создавать и украшать разные предметы в «китайском» стиле. Настоящее развитие производства изделий, которые украшались таким способом, началось только в XVIII веке в таких передовых странах, как:
- Голландия.
- Англия.
- Германия.
- Франция.
Созданные на Урале и украшенные этой техникой сундуки и подносы, чаши и вёдра, а также иные вещи из повседневного обихода продавались на разных популярных ярмарках. Возможно, именно замеченные там предметы уральских умельцев вдохновили семью Вишняковых на лаковую роспись подносов из металла.
Семейное дело этой семьи с 1825 года начиналось именно как роспись лаком разных предметов из папье-маше — табакерок, портсигаров, книжек и так далее. С 1830 года практически все мастерские, которые находились в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали создавать предметы из папье-маше и перешли на изготовление и роспись жостовских подносов из металла. Близость к столице дарила возможность промыслу обходиться без посредников и иметь стабильный рынок сбыта, а еще по недорогим ценам приобретать нужные материалы.
Элементы и узоры жостовской росписи
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.
Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.
Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.
(Жостовская роспись с сюжетной картиной)
Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.
Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.
Букетные композиции. Принципы составления
Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.
Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.
Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».
По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».
Цвета жостовской росписи
Если посмотреть на произведения жостовских мастеров, то становится ясно, что в своём искусстве они не ограничены в выборе подходящего оттенка из всей цветовой гаммы. Помимо чёрного, в окрашивании фона изделия со временем стали использовать и другой цвет – красный, зелёный, синий, серебристый. Такие решения позволили ещё больше разнообразить художественный ассортимент росписи «жостово». Особенно после добавления в него и спокойных пастельных тонов.
В настоящее время популярным фоновым оттенком стал цвет «слоновой кости», придающий нарисованной на нём композиции более мягкий и уютный характер.
Для изображения рисунка мастера пользуются любыми цветами, что позволяет сделать каждый рисунок неповторимым.
В результате украшающие подносы жостовские картинки становятся чарующе яркими и привлекающими внимание даже далёкого от этого искусства человека
Ход занятия
Дети входят в мастерскую.
— Сегодня мы с вами пришли в художественную мастерскую.
Как можно догадаться, что это художественная мастерская?
(кисти, краски, столы, бумага, мольберты, выставка подносов).
— Дети, посмотрите на столы, у нас есть ещё какие-то тарелочки (дети достают пазлы и рассматривают содержимое).
— Что в них? (детали игры “Собери пазл”).
— Ребята, вы хотите посмотреть, что у нас получится? Давайте соберём.
— Что получилось? (народные росписи)
— Какой узоры в росписях?
— Какие цвета используются?
— Как вы догадались, что это жоствоская роспись на подносах (на одном из пазлов?
— Есть ли в нашей мастерской работы жостовских умельцев?
Звучит музыка П. И. Чайковского “Вальс цветов”.
— Вот и в музыке композитор П. И. Чайковский, используя нежные интонации, сочинил “Вальс цветов”.
— Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку?
— Что бы вам хотелось сделать? (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать)
— Какие краски подходят для такого настроения? (красный, желтый, синий, зелёный, голубой и т. д.)
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, на подносах разный фон)
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах? (Цветы. Букеты из цветов)
— А какие цветы вы знаете? (Ромашки, пятилистники, розы….)
-А теперь отгадайте загадки о цветах.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка. (мимоза)
Посмотрите — у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка. (роза)
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены? (Висит на стене. Стоит самовар)
-Подносы можно использовать, для чего ребята? (как украшение интерера, так и использовать в быту)
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется? (Замолевка)
-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Пропиать цветы на подносе.
— Сегодня мы с вами будем расписывать подносы (дети выбирают свой подготовленный поднос).
— С чего начнём рисовать? (с крупных цветов в центре подноса)
— А затем? (мелкие цветы, бутоны, полураспустившиеся бутоны, листья разной величины)
— Потом у нас идёт привязка и уборка.
— Как ещё можно расположить узор на подносе? (враскидку, венок, полувенок)
— а перед тем как мы начнем свою работу предлагаю вам отдохнуть немного: Физминутка “Цветки”.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают. Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд — назад
Самостоятельная работа детей.
Помощь детям советом в подборе колорита.
Анализ и оценка деятельности детей.
Дидактическая игра “Торговый дом “Жостово”. (Оформляем выставку, выбираем продавца.)
— Мне хочется купить поднос для украшения своего дома. Какой бы Вы мне посоветовали? Для чего ещё нужны подносы?
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Этапы прорисовки жестовских цветов
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисунка
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.