Описания флагов казаков, цвета и символизм стягов, история создания

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Кто из казаков создавал оружие на Тульском оружейном заводе в 1921-1941 годах?

Великий ученый, конструктор, потомственный донской казак родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской черкасского округа области Войска Донского. С 1921 по 1941 год в течение 20 лет жил и работал на Тульском оружейном заводе конструктором-оружейником и начальником опытной оружейной мастерской. Это были годы расцвета его творчества, именно тогда он стал выдающимся конструктором и создал свои лучшие образцы стрелкового оружия. Владея в совершенстве знаниями и навыками во всех видах металлообработки, он все создаваемые им образцы стрелкового оружия изготавливал собственными руками – на различных металлорежущих станках и за слесарным верстаком. Оружие, созданное конструктором, широко применялось советскими воинами в боевых действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в финской войне 1939—1940 годов и в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Только одних винтовок было изготовлено свыше 4 миллионов, а пистолетов свыше 3 миллионов. Всего за годы конструкторской деятельности ученый создал свыше 150 образцов стрелкового вооружения.

Какой один верный ответ из списка:

  1. Фёдор Токарев
  2. Михаил Калашников
  3. Сергей Мосин
  4. Игорь Стечкин

По мнению Кулответа: Фёдор Токарев

Потомственный донской казак Федор Васильевич Токарев родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской Черкасской области войска Донского. Как и все казачата, он с самого раннего детства пристрастился к оружию. Школьное обучение было до неприличия коротким.

Форма и одежда казаков с Дона

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Внешность донского казака

Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:

1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.

2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.

3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.

Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского

Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).

Источник — 

15-17 вв

Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.

Воспитание

Воспитывали мальчиков очень сурово. Юные казаки учились драться, как только произносили первые слова. С 3-х лет изучали хитрости рукопашной схватки, получали навыки наездника. Стрельбе учили с 7 лет, а владеть холодным оружием – с 10.

Донские казаки были не только бойцы, но и хорошие земледельцы. 5-летние дети наравне со старшими выходили в поле – смотрели за овцами, подгоняли волов на пашне. Атаман и старшины заботились, чтобы «не ездили» на парнишке, чтобы не лишался развлечений. Будущий воин обучался работе или военному делу даже в игре.

Сын офицера с 5 лет уезжал с отцом в полк, участвовал в схватках. Знания, полученные в детстве, позволяли станичнику занять достойное место среди земляков. Лучший в военном ремесле – задача рождённых для почетной службы.

Как посвящали в казаки донские

 

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Предыстория

Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Московского княжества Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Донской историк Е. Н. Савельев считал, что «Сары-Азман — слово персидское, …означающее „удальцы“. Другие историки (Н.Коршиков, В.Королев) отмечают, что „Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским“. Дореволюционный историк С.Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана „татарином“, добавляя, что „…Сары-Азман-личное имя или прозвище“. Позднее Азманом например звали калмыка-казака, станичного атамана станицы Граббевская(1908—1914 г.г.), кавалера двух Георгиевских крестов, полковника Азмана Батырева. По одной из версий, история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за свое кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи — черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 г. русскими пределов ордынских, азовских и „меторийских“ (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото, в своей книге изданной в Берлине в 1811. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии. В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда ещё не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.

Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа». Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны .с 1445 года Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами изНовгородской (гофейские /готские/ казаки в Бежецкой пятине) и Хлыновской земли (ушкуйники, управляемые выборными старшинами — «ватманами»).

Суеверия и практика

Немало обычаев было связано и с суевериями, происхождение которых трудно объяснить. Так, не полагалось солить сало в четверг («в нём черви заведутся») или варить квас в пятницу («в нём чёрт будет купать младенца»). Немало предписаний относилось к остаткам праздничных пиршеств.

Так, после масленичной трапезы ничего не убирали со столов. Наутро остатки еды тщательно собирали, выносили и скармливали скоту. В нижнедонских станицах недоеденное в первый день Масленицы отдавали татарам и калмыкам, которые специально приходили за этим. Недоеденные калачи и ритуальные хлебцы («жаворонки» и т. д.) масленичных пиров сохраняли до начала весны, после чего крошили и смешивали с зерном для посева. Этот обычай восходит к древнейшей аграрной магии.

Возбранялось приступать к трапезе, не помыв руки и не помолившись. Сигнал к началу еды давал глава семьи. Интересно, что обычай мыть руки перед едой, имеющий очевидную гигиеническую ценность, также возник у многих народов первоначально из магической, ритуальной практики.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

 

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

 

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Обмундирование и знаки различия

Парадную форму Донского, Астраханского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского, Уссурийского казачьих войск и казаков Иркутской и Енисейской губерний («степовых» казаков) составляли папаха, мундир, шаровары и сапоги. Папаха – из черного меха, с цветным суконным верхом. Мундир – синий или темно-зеленый, на крючках, со стоячим воротником, обшлагами «мыском», цветными суконными погонами и выпушками. Шаровары – серо-синие с широкими цветными суконными лампасами. Цвет мундира, выпушек, верха папахи, тульи и околыша фуражки и лампасов в каждом войске был свой.

Форменная одежда Кубанского и Терского казачьих войск («кавказских» казаков) была схожа с национальной одеждой народов Кавказа и состояла из черной меховой папахи, черкески с газырями (напатронниками), бешмета, который надевался под черкеску, шаровар и сапог. Вместо шинелей кавказские казаки использовали бурки. Цвет бешмета, выпушек, верха папахи и околыша фуражки в каждом войске также был своим.

Казаки-артиллеристы отличались от конных казаков своих войск цветом мундира или бешмета, желтым приборным металлом, изображением скрещенных пушечных стволов на пуговицах, а также цветом некоторых деталей отделки, которые были переняты у армейских артиллеристов.

Пластуны Кубанского казачьего войска в качестве приборного цвета использовали малиновый, что указывало на их «стрелковое» положение.

Повседневные погоны в каждом казачьем войске были особой расцветки; у офицеров конных полков – с серебристыми галунами, золотистыми шифровками, вензелями и звездочками по чинам, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой или красной краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Офицеры артиллерийских и пластунских частей на своих красных или малиновых погонах имели золотистые галуны и специальные знаки.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными светло-синей краской.

18-19 вв

После 1786 года территория донских казаков была официально названа землями Дона Войско и в 1870 году была переименована в Донскую Войско (русская: Областная Войска Донского) (в настоящее время входит в состав Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации). в составе Луганской области Украины).

В 1805 году столица донского казачества была перенесена из Черкасска в Новочеркасск (Новый Черкасск).

Донским казакам приписывают значительную роль в отражении Наполеоновского вторжения в Россию. Под командованием графа Матвея Ивановича Платова донские казаки участвовали в ряде сражений против Великой Армии. В Бородинской битве донские казаки совершали набеги на тыл французской армии. Платов командовал всеми казачьими войсками и успешно прикрывал отступление русской армии в Москву. Донские казаки отличились в последующих походах и приняли участие во взятии Парижа. Наполеону приписывают провозглашение: «Казаки — лучшие легкие войска среди всего, что существует. Если бы они были в моей армии, я бы прошел с ними весь мир».

В общей переписи 1884 года численность мужского населения донских казаков составляла 425 000 человек. Донские казаки были крупнейшими из десяти существовавших тогда казаков, обеспечивая более трети всего казачьего состава, доступного для военной службы.

Как одевались казаки

Казачья форма казаков похожа на общевойсковую, но имела отличия:

• казакин – кафтан на крючках; • башлык – суконный капюшон на длинных завязках; • штаны с лампасами – настоящий станичник носит и в мирное время. Лампас – знак казачьей воли; • особые погоны донцов.

Обувь казака – сапоги. На голове– фуражка или папаха. Фуражка донца – символ войсковой принадлежности. Мужчине без нее выйти на улицу было неприлично. Голова должна быть всегда покрыта. Военная форма – повседневная казачья одежда. В ней и церковь посещали.

Головные уборы отличались у замужней и незамужней женщины. У девушки налобная повязка или вышитый жемчугом бархатный кокошник. Для косы свои украшения –золотые цепочки, ленты, червонцы. Замужние казачки ходили в парчовой шапочке, сверху повязывали платок. К нему крепили цветы или перья.

Популярность на Дону получили кирасы. Так называли кофточки с оборкой, прилегающие по фигуре. Они подчеркивали естественную привлекательность казачек.

Юбки шили длинные, широкие. Холщовые – для летних дней, суконные – для зимних холодов. На праздники покупали батист, кашемир, ситец, репс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector