История грузинского национального костюма, традиционные цвета

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.

Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Этнические грузинские мотивы в современной моде

Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.

Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.

Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

История грузинского национального костюма

Национальный костюм это не только предметы одежды, но и отражение своеобразия культуры и образа жизни определенного народа. По этнографическим особенностям костюма можно понять, в какой местности и в какой исторический период его носили, к какой социальной, семейной, религиозной нише относился его владелец.

В Грузии национальный костюм был широко распространен в повседневной жизни народа вплоть до начала XX века, пока не был вытеснен европейской одеждой. Долгое время традиционный грузинский костюм во всей его красоте можно было встретить лишь в творческих коллективах песни и танца.

В наши дни культура национального костюма возрождается, появляются ателье, мастера которых доподлинно воссоздают наряды, изучая доступные источники. Представители высших сословий использовали для пошива одежды дорогие ткани: шелк, атлас, бархат. Отделкой служили золотая или серебряная нить, жемчуг.

Широко использовали вышивку, нашивки, шелковые шнуры, мех. Бедные слои населения шили одежду из более простых материалов: сукно, лен, холст.

Цветовая гамма была простой: как правило, белый и черный цвета для мужских и женских костюмов повседневного или праздничного назначения. Зажиточные грузины шили одежду синего или красного цветов. Голубой и серый цвет использовали при отделке.

Что же представлял из себя национальный мужской костюм Грузии?

Ахалохи, сшитый из шелка или холста, перетягивался на талии узким ремнем с серебряной пряжкой. Сверху одевалась шерстяная чоха. Характерные особенности кроя чохи: узкая талия, широкие и длинные рукава, полы длиной до колена.

Одежда шилась таким образом, чтобы подчеркнуть широкие плечи мужчины. Эффекта достигали на контрасте с узкой талией. Зажиточные грузины, дабы продемонстрировать свой высокий статус, вместо чохи шили шелковую кабу.

Праздничный наряд богатых слоев населения куланджа изготавливался из бархата и меха. Головной убор папаха.

В качестве обуви выступали сапоги из мягкой кожи. Голенище сапог было узким, а носы острые. Обязательный нюанс эластичная подошва. Бедное сельское население носило лапти из сыромятной кожи каламани и голенища из грубой домотканной шерсти.

Обязательный атрибут традиционного наряда оружие, которое пристегивалось к поясу.

В основе женского национального костюма было длинное платье, плотно облегающее грудь и талию. Наиболее распространенное женское платье называлось картули-каба. Оно шилось из гладких тканей светлых тонов с бархатными вставками на рукавах и груди, обязательно туго стянутое по талии лентой или длинным, почти в пол, бархатным поясом.

Пояс особый элемент костюма, он расшивался золотыми или серебряными нитями.

Обувью служили кожаные туфли. Характерные черты: острые загнутые носы, отсутствие задника, каблук. Туфли декорировались драгоценными камнями и нитями. Простолюдинки обходились туфлями из грубой кожи.

Особое внимание уделялось головному убору женского костюма. Он был достаточно сложный

Поверх тонкой вуали белого цвета и треугольной формы лечаки одевался ватный валик, обтянутый шелковой лентой копи. Сверху голова покрывалась косынкой в темных тонах.

Чтобы такая сложная конструкция удержалась на голове, ее закрепляли узким бархатным ободком, который в свою очередь декорировали жемчугом и шелком.

Конечно, национальная одежда Грузии не была единообразной на всей территории страны, и имела свои особые черты, характерные для определенной местности. Например, мужчины, проживающие в Кахетии, носили шапочку, выполненную из войлока. Головной убор горцев папаха из овчины.

Для Сванетии характерны круглые шапочки в форме конуса с небольшими полями.

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

Традиционная одежда отражает особенности культуры и обычаи народности. Не является исключением грузинский национальный костюм, который был распространен на территории страны до начала XX века. Его отличает строгость и элегантность. Этот костюм – культурное наследие государства, поэтому грузины почитают его и надевают до сих пор на праздники или другие национальные торжественные мероприятия.

Жилище

Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.

Женская

Костюм для девушек подчеркивает женственность, и добавляет грациозности

Неотъемлемый атрибут — внимание к деталям. Платья обычно украшаются вышивкой, золотой окантовкой, жемчужными бусинами, бисером

Акцент силуэта — на талии, а длина юбки достигает пола. Женственный крой подчеркивается с помощью бархатного или шелкового пояса, который также украшают золотой вышивкой или лентами. Какие особенности существуют в разных регионах?

В Аджарии женские традиционные вещи декорировали ручной вышивкой на нагрудной вставке и широким длинным поясом с узорами и кисточками.

В Мохеви украшениями служили золотая тесьма и вышивка, а также серебряный кушак. На голове женщины носили белую кружевную вуаль — мандили.

Для мегрельского наряда характерны рукава из бархата с разрезами и серебряные застежки.

Осетинские платья имели бархатную черную окантовку. Характерные детали: длинная белая сорочка, отложной ворот и золотой пояс.

Тушинские девушки носили чоху — приталенную удлиненную верхнюю одежду без ворота. Ее украшали серебряные застежки и расшитая нагрудная вставка. К рукавам была пришита яркая тесьма. Наряд дополнялся черной вуалью на голове и вязаными сапогами на плоской подошве.

Дворянское одеяние состояло из шелкового или атласного платья с расширяющимися книзу рукавами, накидки из бархата, белого длинного пояса — кушака. Голову городских дворянок украшали головные уборы с ручной золотой вышивкой.

Городские женщины одевались в сорочку из гипюра, отделанную бархатом и синюю вышитую вручную накидку. Образ дополнял кушак, бисерный чихти и поясная бархатная сумка — киса.

Общегрузинский костюм для женщин состоял из сорочки с пуговицами, укороченной накидки с разрезными рукавами и кушака с вышитыми традиционными узорами. Обязательным дополнением служили серебряные украшения и головной убор — полупрозрачная мандили, а сверху чихти-копи из бархата.

Свадебный наряд шился из атласной ткани. Вставка на груди украшалась узорами, рукава были разрезными. Кушак изготавливался из розового бархата. На голове невесты была прозрачная газовая накидка белого цвета. В качестве украшений использовали жемчуг: он был на кушаке, в виде нитей на лбу и на шее.

Сванские красавицы носили платье из атласа с высоким воротом. Талию подчеркивал поясок с национальным орнаментом. Сверху надевалась шерстяная чоха со вставками бархата. На голове — традиционная вуаль.

Абхазский костюм был со шлейфом и серебряной фурнитурой. Вниз надевалась ахалухи из шифона с лацканами. Обязательной составляющей образа были белоснежный мандили и серебряный венец.

Рачинский наряд отличался красной блузкой, из под которой была видна узорчатая сорочка. Рукава были короткие и объемные, юбка декорирована традиционными узорами и окантовкой. В качестве верхней одежды служила накидка без рукавов со сборками. Мандили украшалась красным кантом и орнаментом. На ноги надевали кожаные или замшевые полусапоги, напоминающие современные угги.

Зимнее мохевское одеяние включало в себя вышитую верхнюю одежду, шерстяные перчатки и платок. Ахалухи (рубашка) подпоясывалась черным бархатным кушаком.

Еще один вариант женского сванского туалета: яркое платье со сборками. Красный шерстяной верх дополняла серебряная фурнитура и вставка на груди с узорами. На голове небольшая черная шапочка и традиционная легкая накидка.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.

  4. Кабалахи — конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха — это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Мужская

Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.

Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.

А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.

В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.

Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.

В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.

В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

Свадебный наряд

Грузинская национальная одежда для торжества в мужском варианте представляет собой белую льняную рубашку, брюки и черкеску. На рубаху надевался расшитый золотом плащ. Штаны отшивались из кашемира или дубль-сатина. Черкеска делалась из приборного сукна или шерсти. Пояс украшался серебром и обязательным кольцом для кинжала. А рукоятка оружия была отделана под слоновую кость. Данный акцент подчеркивает особую мужественность грузина.

На талию грузинки шился роскошный пояс с рисунком, орнаментом, но обязательно однотонный с платьем. Нижние рукава и грудь вышивались шелком, бисером и золотом. Открытые рукава и концы пояса отделывали серебром.

По крою свадебные платья были многим похожи на повседневные. Богатое убранство и отделка, вот то, что отличало праздничный наряд. Фата у кавказских девушек необычная. На голову невесты надевали бархатную шапочку, а под низ легкий ажурный платок, который прикрывал лицо. Он обрамлялся изящным кружевом. Ободок расшивали мелким жемчугом, шелком, золотом.

Свадебный танец искусно подчеркивал тонкость линий фигуры невесты, оправдывая самую дорогую покупку. Ведь даже не богатые семьи старались выдавать замуж дочерей в сказочно красивых платьях.

Виды папах

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в

папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

«воронье гнездо»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector