Мужская и женская казачья одежда
Содержание:
- Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек
- Отличие одежды кубанских от донских казаков
- Обувь
- Головные уборы и прически терских казачек
- Казачьи папахи
- Кто из казаков создавал оружие на Тульском оружейном заводе в 1921-1941 годах?
- Тумаки
- Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства
- Когда появилась кубанка?
- Почему через центр кубанки проходят две линии?
- Раньше кубанку теряли только с головой
- Значение кубанки для казака
- Кавказские традиции
- Казачий традиционный костюм
- Головные уборы
- Раскрой казачьей кубанки
Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек
Кардонка
— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.
«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»
Волосник
— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.
Оренбургская казачка в волоснике
Сорока
— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.
Сорока уральской казачки
«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».
Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.
Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.
Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей
.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские
Обувь
Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.
У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:
- Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
- Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
- Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
- Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
- Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
- Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
- Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.
В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.
Головные уборы и прически терских казачек
Сорочка
Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .
- Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
- Часть головного убора «Сорочка»
- Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»
Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.
- Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
-
Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.
Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)
-
«Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке
Шлычка
Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.
Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край
Куталка
— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.
терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере
«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»
«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»
Казачьи папахи
От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.
Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.
Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.
Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.
Кто из казаков создавал оружие на Тульском оружейном заводе в 1921-1941 годах?
Великий ученый, конструктор, потомственный донской казак родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской черкасского округа области Войска Донского. С 1921 по 1941 год в течение 20 лет жил и работал на Тульском оружейном заводе конструктором-оружейником и начальником опытной оружейной мастерской. Это были годы расцвета его творчества, именно тогда он стал выдающимся конструктором и создал свои лучшие образцы стрелкового оружия. Владея в совершенстве знаниями и навыками во всех видах металлообработки, он все создаваемые им образцы стрелкового оружия изготавливал собственными руками – на различных металлорежущих станках и за слесарным верстаком. Оружие, созданное конструктором, широко применялось советскими воинами в боевых действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в финской войне 1939—1940 годов и в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Только одних винтовок было изготовлено свыше 4 миллионов, а пистолетов свыше 3 миллионов. Всего за годы конструкторской деятельности ученый создал свыше 150 образцов стрелкового вооружения.
Какой один верный ответ из списка:
- Фёдор Токарев
- Михаил Калашников
- Сергей Мосин
- Игорь Стечкин
По мнению Кулответа: Фёдор Токарев
Потомственный донской казак Федор Васильевич Токарев родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской Черкасской области войска Донского. Как и все казачата, он с самого раннего детства пристрастился к оружию. Школьное обучение было до неприличия коротким.
Тумаки
И это также не отменяет того факта, что старинные казаки, позаимствовав костюм и оружие у окружавших их народов, в скором времени сумели адаптировать и улучшить эти атрибуты. Генерал и историк казачества Владимир Потто, в частности, утверждает, что «верные своим старинным традициям, казаки пришли к противникам, как будто нагие, взяли у них одежду, сбрую и оружие, сделались на них похожими и потом уже стали их бить».
И помимо этого, казачий костюм, как и наряд любого другого степняка, отличался невероятной степенью функциональности. Та же, например, шапка выполняла множество различных ролей. Речь идет о специфической ранней папахе с большим полым изнутри матерчатым клином, который падал вниз и живописно дополнял образ воина. Называется этот ярлык тоже на тюркский манер «тумаком». Горизонты его применения тоже были очень широки. В первую очередь – в цветной лоскут ткани можно было что-то вшивать (ту же гоголевскую грамоту). А временами в них хранили бытовой скарб: курительные принадлежности, мелкую разменную монету, а порой он же спасал жизнь бойцу в лихой сече. Достигалось это следующим образом: иной раз в этот матерчатый лоскут вставляли металлический штырь, который гасил инерцию от удара вражеской сабли и, таким образом, защищал шею солдата от ран. Помимо этого бытует мнение, что тумак мог оказаться последним оружием казака в случае тяжелого боя. Потеряв в пылу боя шашку, казак мог отмахиваться от противника длинной шапкой с металлической пластиной внутри. Весьма вероятно, что именно от этого и происходит устойчивое словосочетание «надавать тумаков».
Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства
Февраль 26th, 2019 nepraht+
Во все времена, кубанка была для казака не просто шапка, а атрибут казачьей культуры, важный форменный головной убор.
Кубанка – это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок животных, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладал специфическими свойствами, смягчающими удары шашки.
Когда появилась кубанка?
В 15-16 веках среди жители Карачаево-Черкессии носили высокие лохматые папахи. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже похожие папахи стали носить казаки, значительно изменив их вид. Они стали меньше, короче и обрели свое второе название — «кубанки». Изменения во внешнем виде произошли не от того, что казакам хотелось провести отличия, а просто от того, что в высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а при ветре и быстрой езде на лошадях, высокие папахи просто слетали.
Почему через центр кубанки проходят две линии?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.
Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.
В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.
Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».
Раньше кубанку теряли только с головой
Ни один головной убор не имел такого символического значения для казака, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней назначали атаманов и шли в бой.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
- 1.Молитва;
- 2.Присяга;
- 3.Выступление на Круге.
В кубанку зашивали иконки и написанные детской рукой молитвы. А за отворот кубанки казаки клали особо ценные бумаги. Надежнее места не было — потерять кубанку казак мог только с головой.
Значение кубанки для казака
Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.
Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.
Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
Очень важную роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.
После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Опубликовано в рубрике Интересное рядом Метки: Казачья кубанка, ХКО Симеиз
Кавказские традиции
И все же, никто не ценит так папаху, как горцы, для которых она является национальным атрибутом. На Северном Кавказе специально разводят овец ценных пород, шерсть ягнят которых способна конкурировать с мировыми аналогами.
Конечно, качественная папаха, каракуль для которой «выращен» в чистых высокогорных районах с соблюдением всех «правил» выпаса и кормления, заметна сразу.
Именно такую вещь стараются приобрести в качестве дорогого подарка уважаемому мужчине. Потому что для кавказца папаха – это предмет гордости! Недаром горцы говорят, что папаха носится вовсе не для тепла, а для чести. Ее даже уронить считается неприличным, а уж тем более потерять. Каждый мужчина на Северном Кавказе знает, что если голова на плечах цела, то на ней должна находиться папаха.
Интересно, что даже выкроена такая шапка по-особому. Вы заметили, что горцы ходят с гордо поднятой головой? Конечно, это во многом определяется менталитетом и все же, не последнюю роль здесь играет все та же папаха – это она «не позволяет» кланяться без причины.
Даже если кавказец пришел к другому «бить челом», то, в отличие от русского просителя, он никогда не снимет папаху. Правда, есть одно исключение – если мужчина просит прощения за кровную месть. Поэтому особой обидой считается, если в порыве спора национальную шапку сбили на землю. Вообще, на Кавказе популярна такая присказка, что потерять папаху можно только с головой.
И настоящий горец живет по такому принципу. Известный в нашей стране артист балета Махмуд Эсамбаев, будучи депутатом Верховного совета в Советском Союзе, на заседаниях всегда был в головном уборе, потому что, это была папаха!
А еще ходят слухи, что гордые кавказцы не пользуются сейфами – в качестве секретного «ящика» у них выступает опять же головной убор. И в это можно поверить, а вот проверять не стоит: помните, что сбитая шапка – это обида и унижение. А обижаться и мстить горцы умеют.
Убедительная просьба: если вы делаете подарок в виде дорогой папахи уважаемому человеку, но он «пришлый» на Кавказе, расскажите ему о традициях, научите, что эта шапка должна стать единым целым с его мудрой головой.
Казачий традиционный костюм
Если сердце казачества и билось в России, то его истоки все равно надо искать в обычаях народов степи. Взять хотя бы внешность: чуб-оселедец, широкие шаровары, туфли с острым и высоким носом, серьги в ушах. Чисто внешне: турок турком. И так, наверное, когда-то и было. Для этого субэтноса характерно сочетания множества черт разных народов.
Хотя, вероятно, внешний вид славяноязычных степняков оформился еще на заре русской государственности. Так, например, византийские хронисты отписывали Святослава Игоревича, языческого князя Киевской Руси, как самого натурального казака. Упоминая все известные нам обязательные атрибуты жителя казачьей вольницы. Это, однако, не отменяет факта заимствования, а просто углубляет его историю во тьму веков.
Верным помощником в истории исследования казачьего костюма выступает такое специфическое направление в языкознании, как этимология (наука о происхождении слов). Ученым, например, известно, что само слово «шаровары» родилось в иранских языках, но в русском появилось как результат заимствования у тюркских кочевников. Это, безусловно говорит и о том, что не только лексема, но и сами такие широкие штаны свободного кроя были переняты у воинственных народов степи.
Или, например, казачий кафтан, бешмет. Тоже в недавнем прошлом был одеждой кочевников Великой Степи. Само его название в русском языке напрямую восходит к татарскому слову. И это неудивительно, так как тюркские народности на протяжении многих веков, будучи властелинами лошадиных табунов, безраздельно царили в глубине континента. Их образ жизни и атрибуты материальной культуры были идеально заточены под нужды кочевого скотоводства, а, значит, с них можно и нужно было брать пример.
Даже такой простой и всем привычный предмет гардероба как штаны, и тот был введен в каждодневный оборот именно кочевыми народностями. Но, правда, это случилось задолго до рождения российской государственности. Ориентировочно в 3-м тысячелетии до нашей эры. И это неудивительно – ведь иначе совсем неудобно сидеть на лошади. Занятно, кстати, что из-за этого античные народы брюк не носили и считали их верным символом варварства и дикости. Это, однако, не отменяет того факта, что древние кочевники были видными новаторами в мире моды.
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Раскрой казачьей кубанки
Разберем, как самостоятельно сделать выкройку шапки кубанки:
- Изготовляем бумажную выкройку, для ее построения нам нужны два замера – обхват головы и глубина шапки.
- На этом этапе можно разрезать бумажную выкройку и, впоследствии, какую-то часть шапки сделать из ткани или замши, кожи.
- Располагаем шкурку мехом вниз. Если у вас несколько шкурок – то раскладываем их одинаково.
- Раскладываем выкройки, учитывая направление меха (показывается стрелкой на выкройке).
- Шариковой ручкой обводим выкройку по мездре.
- Острым ножом или бритвой вырезаем детали. Припуски на шов не оставляем, либо 0,5 см.
Если вы хотите получить аутентичную казачью кубанку, то сшейте ее из каракуля и сделайте суконное донышко сшитым из 4-х клиньев. Швы закройте контрастной тесьмой.