Конспект образовательной деятельности «городецкая роспись деревянной доски»

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Популярное по теме Маникюр

Бархатное сердце: флокирование ногтей или нейл-дизайн флоком

Какой маникюр выбирают звездыМаникюр

Вязаный дизайн на ногтях: техника выполнения и материалы для стартового набора новичкаМаникюр

Обзор видов и стилей маникюра с фото идейМаникюр

Карнавал: арт-френч и акриловое моделирование ногтей в форме стилетМаникюр

Наращивание ногтей на типсах: материалы, пошаговые инструкции и нюансыМаникюр

Институтом Пантон объявлен цвет 2018 годаМаникюр

Тренды маникюра и нейл-дизайна 2021Маникюр

Идеи персикового маникюраМаникюр

Выбираем аппарат между Strong 210/120 и Marathon N2Инструменты

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Поэтапное выполнение городецкой ромашки

Подберите цвет – например, оранжевый, он будет хорошей основой для цветка.

В городецкой росписи ромашка рисуется так:

  1. Выполняется кружок (в идеале все тем же одним замыкающим движением).
  2. После высыхания краски оранжевый кружок нужно обвести красным цветом. А в центре оранжевого кружка ставится маленький краплачный кружок.
  3. Затем осуществляется белильная разживка в 4 этапа: белильная точка и белильные «жемчужинки» в центре краплачного кружка, оранжевый кружок с белильными скобочками с нажимом, а в центре легкий многолепестковый цветочек. На наружном крае цветка скобки с нажимом уже более крупные. И завершается разживка легкими белильными мазками между скобками наружного края.

Такой ажурный цветок может украсить любую гирлянду или «букет».

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

Работа с шаблонами

Часто трафареты применяют в тех случаях, когда нужно ускорить или упростить процесс. Также они могут быть полезными на занятиях с дошкольниками, на уроках технологии во 2 классе. Шаблоны для городецкой росписи вырезают дети или преподаватель.

В учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах предусмотрены уроки, посвящённые народным промыслам, в частности, росписи. Учитель может выбрать форму проведения на своё усмотрение, в том числе решить, будут ли дети рисовать по шаблонам, без них или вырезать и клеить аппликации.

Занятие с аппликацией

Работа с аппликациями начинается с того, что на перемене дети готовят салфетки, ножницы, подкладные листы, цветные карандаши и клей. Учитель показывает слайды, рассказывает, чем отличается городецкая роспись от других видов, рассказывает о купавке, розе, розане и ромашке, а также о других элементах. Затем ребята знакомятся с планом изготовления расписной дощечки. Для создания аппликации им нужно сделать следующее:

  • вырезать листики и розаны;
  • составить рисунок;
  • приклеить элементы к картону;
  • вырезать птичку;
  • приклеить её;
  • дорисовать недостающие детали;
  • оживить рисунок.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Как изобразить цветы в городецкой росписи

Чтобы картины получились особенно хорошо, рассмотрим поэтапное рисование городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.

Чтобы достаточно хорошо овладеть техникой городецкой росписи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Выполняется работа в три этапа, в отличие от остальных элементов:

Пока вы учитесь, а так же если работу выполняют малыши, можно использовать карандаш в технике рисования “городецкая роспись”. Поэтапное рисование для детей, да и для взрослых, будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесите на лист бумаги карандашом четыре круга (три одинаковых и один поменьше)
  2. Возьмите тонкую кисть и поставьте вишневой краской круглые пятна (в первых двух – сбоку, а в оставшихся – посередине)
  3. Используя эту же краску, на первом кругу рисуем дугу с краю. Чтобы правильно ее навести, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Едва касаясь, начинайте рисовать, потом делайте нажим, а завершайте опять тонкой линией.
  4. На втором круге рисуйте такую же дугу, но уже не по краю, а внутри. А с краю располагайте лепестки. Делайте их так же, как и предыдущий элемент, только меньшим размером.
  5. На третьем круге лепесточки распределяйте уже по окружности.
  6. В четвертом дорисовывайте капельки методом промакивания. Располагать их надо по радиусу вокруг центрального пятнышка.

Когда вы научились рисовать элементы отдельно, переходим к изготовлению цветка:

  1. Вначале рисуем подмалевки – большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
  2. На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые учились рисовать – это этап наведения лепестков.
  3. Теперь завершаем работу оживками. Выполняются они на цветах белой краской. Делаем аккуратные прорисовки или ставим точки, чтобы оживить узор.

Изображение цветов – это основа стиля “Городецкая роспись”. Поэтапное рисование в детском саду таких узоров принесет детям много радости и научит их аккуратности, так как все надо выполнять без эскиза, а дуги и оживки делать с особой точностью.

Цветовая гамма и стиль

После определения с видом полок для детской комнаты, необходимо подобрать их цвет. В этот момент нужно опираться не на личные предпочтения родителей, а на общий стиль, размеры и освещенность помещения, желания ребенка.

Маленьким комнатам подойдут спокойные оттенки – белый, бежевый, салатовый, нежно-розовый, лимонный. Они визуально расширяют площадь, делают интерьер ненавязчивым. Спокойные тона разбавляют яркими игрушками, которые ребенок может самостоятельно расставить.

Для светлых помещений с обоями пастельных тонов подойдут полки яркого цвета – синие, зеленые, красные, оранжевые. Выбор оттенка зависит от предпочтений детей, формы полки. Для облака лучше выбрать голубой, бирюзовый цвета, а дереву подойдут зеленый или салатовый.

Детские полки на стену изготавливают в нескольких стилях:

хай-тек – легкие небольшие конструкций, которые крепятся прямо к стене;

современный – изделия правильной геометрической формы;

классический – прямоугольные и угловые варианты.

Выбор стиля мебели зависит от мнения ребенка, его интересов, увлечений

Важно не переусердствовать, а интерьер сделать простым, удобным и функциональным

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.

Поэтапное рисование розы, написанной по фону:

  1. Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
  2. Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
  3. Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.

История городецкой росписи

Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства. Во второй половине столетия увеличилась потребность в изготовлении прядильных донец и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.

Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.

Поэтапный разбор росписи

Все рисунки выполняются в несколько этапов, причём в строго определённой последовательности. Не стоит пугаться, потому что на самом деле в городецкой технике всё логично и стройно. Чтобы красиво декорировать изделия, причём не только для себя или в подарок близким, но и на продажу, не нужно быть талантливым мастером. Изделие получится интереснее, если удачно подобрать шаблон разделочной доски для городецкой росписи. Контуры изделия могут повторять форму яблока, груши, баклажана, рыбы, лебедя, поросёнка. Всё это легко нарисовать на бумаге, после чего останется перенести на фанеру и выпилить изделие лобзиком.

Изображение цветов

Достаточно приобрести некоторые навыки, научиться держать кисть и уверенно наносить мазки. Этапы, из которых состоит роспись:

  • подмалёвок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Подмалёвок — это и есть круг, на основе которого строится весь рисунок цветка. Для него применяют голубую, красную, розовую, синюю и вишнёвую краску. На картинке преобладают тёплые оттенки, а голубые тона занимают не более четверти.

Лепестки прорисовывают только тогда, когда первый элемент (окружность) хорошо просохнет, иначе краска размажется. Они могут быть светлее или темнее, чем подмалёвок, главное — обеспечить контраст.

Оживки — штрихи, точки и окантовка. Детали названы так потому, что благодаря им картина как бы оживает, становится объёмной и выразительной. Для выполнения оживок применяют беличьи кисточки № 2 и 3. Носики цветков украшают белой окантовкой и такими же точками, а штрихи располагаются произвольно. Оживки обычно белые, реже — чёрные.

Особенности росписи

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.

Звонкая масленица. Черткова В.А. Городец.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

Грибная пора. 1989 г. Городец. Черткова В.А.

Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.

По выражению А. В. Бакушинского городецкий мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Городецкая роспись

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.

Ку-ка-ре-ку — радость вам несу… Петух. Любви, удачи. г. Городец. Беспалова Л.Ф.

Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.  

Фрагмент панно. Коллекция музея игрушки.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

Фабрика

В 1936 г. была основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

  • Панно «Шли мы улицей играли…». Е.Н. Староверова. Дерево, темпера, лак. 70х30см
  • Панно. Городецкая роспись
  • Парочка в экипаже. Коллекция музея игрушки

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 2, 3 — shakko, CC BY-SA 3.0.

Мастер-класс «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования)

Никулина Наталья

Мастер-класс «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования)

В рамках проекта «Страна мастеров» у нас прошёл день «Веселый Городец«, на котором ребята продолжили знакомиться с народными промыслами, познакомились с изделиями городецких мастеров.

— расширять знания детей о городецкой росписи как об одном из народных промыслах;

— закреплять знания детей о еёхарактерных особенностях: элементах, цветочных узорах, сказочных букетах;

— формировать умения создавать композиции по мотивам городецкой росписи;

— развивать умение вырезывать предметы круглой формы;

— знакомство с городецкой росписью и её историей;

— рассматривание изделий Городца из мини-музея и иллюстрации альбома «Весёлый Городец» — подносы, игрушки, деревянные доски, шкатулки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector