Тога римского гражданина
Содержание:
- Вы сказали, что женщины были финансово грамотными. Они могли потратить деньги без согласования, например, с мужем?
- ОРИГИНАЛЬНАЯ РИМСКАЯ ОБУВЬ
- Косские одежды и китайский шелк
- Используемые материи
- Популярные орнаменты
- 1.
- Существует стереотип, что дворяне вели праздную жизнь, целыми днями кутили. Так ли это было на самом деле?
- Обувь
- Сырье
- Почему возникала ситуация, в которой дворяне не знали о своих же долгах?
- Ткани
- Где менять деньги в Риме?
- Обувь
- Что такое навмахии
- Как жили рабы
Вы сказали, что женщины были финансово грамотными. Они могли потратить деньги без согласования, например, с мужем?
Да. Российские дворянки обладали беспрецедентной степенью финансовой свободы. Они были полноценными собственниками своего имущества. Поэтому они могли тратить так, как считали нужным, брали кредиты на свое имя
Важно подчеркнуть: я говорю о времени начиная со второй половины XVIII века и где-то до 30-х годов XIX века. Потом ситуация немножко меняется
Если женщина не выполняла денежные обязательства, у нее точно могли отнять имение. Поэтому в финансовом отношении это было достаточно равноправное общество.
Стоит учитывать и то, что мужчины часто отвлекались на военную, гражданскую службу. У них просто не хватало времени на ведение хозяйства, и этим занимались женщины. Я смотрела бумаги Воронцовых, мужа и жены. Женщина тратила немножко больше на благотворительность, подарки семье по сравнению с мужем
Важно понимать, что в какой-то момент происходит разделение личных бюджетов и бюджетов дома. Например, покупка продуктов, оплата труда слуг — это домовые деньги
Были еще собственные деньги и те, что мы можем назвать представительскими расходами: их тратили на балы, одежду, убранство дома.
ОРИГИНАЛЬНАЯ РИМСКАЯ ОБУВЬ
Обувные корпорации
Плутарх рассказывает, что уже во времена Римского царства кожевники были объединены в корпорацию.
Эти корпорации, предшественники современных объединений ремесленников, действовали в течение всего республиканского периода; Юлий Цезарь, который вникал в абсолютно любые дела государства, даже издал для них ряд законов, регулирующих эту деятельность.
Выделка кожи как профессия уже переживала период расцвета в царский период, настолько, что была сформирована корпорация Кориариев (Coriarii), специализирующихся на дублении кожи различными веществами, такими как квасцы, моча, различные жиры и растительные вещества. Римляне пользовались услугами гражданского сапожника (Sutor), военного сапожника (Caligarius) и производителей сандалий (Solearius или Baxearius), специализированных мастеров и торговцев, всегда присутствующих на форуме. Их мастерские находились по соседству, в квартале, за входом которого стояла статуя Аполлона в сандалиях — отсюда и название знаменитого Аполлона Сандалариуса.
Производство
Римская обувь могла быть отполирована пчелиным воском и окрашена шафраном для желтого, танинами для черного, индиго для синего и багрецом для красного цвета (типичного для самой роскошной обуви).
Верх обуви был сшит из льняного полотна и соединен с подошвой полосками кожи или высушенными кишками животных.
Подошва была объектом особого внимания и работы. Железные заклепки были размещены так, чтобы от них оставались хорошо различимые и узнаваемые отпечатки на земле. У каждого полка было свое особое расположение гвоздей. Понятно, что дезертира могли вычислить без труда.
Даже римские куртизанки оставляли особые следы, которые ясно указывали: «Следуй за мной!» Кроме того, толстые пробковые подошвы позволяли этим дамам казаться выше.
Мода
Сандалии в Имперский период стали изысканными и роскошными, украшенными бронзовыми, медными, золотыми и серебряными нитями и пряжками, цветными перьями, подвесками, цепочками, ракушками и перламутром, инкрустациями из драгоценных или полудрагоценных камней.
Юлий Цезарь носил на публике золотые сандалии, которые, как считают историки, были, на самом деле, кожаными с золотой отделкой, иначе они были бы довольно неудобными. Иногда и подошва могла быть покрыта золотом: именно сандалиями на золотой подошве Нерон, как говорили, ударил в живот беременную жену Поппею, убив ее.
Уже в 215 г. до н.э. закон Lex Oppia пытался ограничить богатство женской одежды. Позднее тот же Юлий Цезарь, а затем и другие императоры боролись против чрезмерной пышности мужской и женской одежды, установив также максимально допустимую цену убранства, но они не добились многого.
Великий Гораций высмеивал людей, которые носили золото на своих одеждах, но все напрасно: мода нравилась и была крупным бизнесом.
О римcком императоре Гелиогабале говорили, что он не надевал одну и ту же пару туфель два раза подряд, но запрещал матронам носить сандалии, украшенные вышивкой или драгоценными камнями, возможно, потому, что он хотел быть единственным, кто одевался шикарнее всех в империи. Другой императпр Гай Юлий Цезарь Германик обычно носил «Калигулы», за что солдаты его прозвали «Калигулой».
Только мужчины могли использовать красный цвет для обуви, но Марк Аврелий, мудрый император, в законах о привилегиях запретил мужчинам использовать цветные туфли. Что касается дорогих белых сандалий, они были зарезервированы для императора.
Косские одежды и китайский шелк
В I в. до н.э. римляне познакомились с “диким шелком”, и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть “косской”.
Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских “модниц” и такие же бурное негодование в остальном римском обществе – “Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне” (Сенека).
Однако буквально через 100 лет после появления “косских” тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший “конкурентов” с рынка.
Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.
“Полушелковая” материя быстро вошла в моду – даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене – практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.
Выложил – Мэлфис К.Источник – Компиляция из разных источников
Используемые материи
Одежда древних римлян, как правило, изготавливалась из шерстяных полотен. Правда, также присутствовали вещи, которые делали из кожи. Среди популярных материй также стоит выделить льняную ткань. Представители знати нередко появлялись на публике в невесомых шелковых нарядах.
Известный Косский шелк у жителей империи вызвал массу споров. Немало граждан считали, что шелковая римская одежда чрезмерно открыта и носить ее недопустимо. Другие же, напротив, готовы были заплатить баснословные деньги, лишь бы заполучить столь изысканную материю. Когда же в государстве появилась китайская шелковая ткань, она разу обрела огромную популярность. Несмотря на то, что стоимость ее была довольно велика, материя оказалась максимально востребованной.
Чистого шелка длительный период было недостаточно. Поэтому одежда Древнего Рима нередко шилась из так называемых полушелковых тканей. Их создавали путем вплетения шерстяных или льняных волокон. Только лишь в третьем веке древнеримская империя получила неограниченный доступ к шелку. В тот период наряды всех влиятельных и знатных особ стали изготавливаться из данного материала.
Популярные орнаменты
Орнаментами, как правило, украшались наряды знатных особ. Чаще всего применялись при этом растительные мотивы. Например, акант, изображения лавра и дуба. Кроме того, среди декорирующих элементов не менее востребованными были фигуры животных и людей, колоски. Также уместны были на римских нарядах черепа, орнаменты включали в себя мифологические элементы. Зачастую на предметах гардероба встречались рисунки в виде ваз и трофеев военных.
Применялись орнаменты далеко не только лишь в качестве украшения наряда. Каждый узор обладал особым смыслом. В таких одеяниях крылась информация о духах и богах, которым поклонялся обладатель наряда. Правда, самобытная символика данного государства была выражена лишь в ранний период. В дальнейшем начало явно прослеживаться влияние востока.
1.
Небольшой германский городок Бад-Хомбург имеет уникальную достопримечательность – здесь реконструирована античная крепость Заальбург. Уже в 90-м году нашей эры здесь был организован римский форпост. Для тех времен эти места были настоящей глухоманью. Именно тут проходила граница великой империи, дальше находились земли германских племен. Тем не менее, в этой крепости, отдаленной от Рима, жили люди, следящие за модой и предпочитающие красивую обувь. На дне старинного колодца археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся туфлю, которая пролежала там около двух тысяч лет, а теперь гордо заняла место в местном музее.
Существует стереотип, что дворяне вели праздную жизнь, целыми днями кутили. Так ли это было на самом деле?
В этом вопросе есть небольшой подвох. Мы не можем сказать, как было на самом деле, но мы попытаемся приблизиться к пониманию того, как дворяне жили. И для этого нам нужно определиться с понятием «дворянин». Формально это человек, который должен был иметь грамоту о дворянстве. Основное отличие дворянина от любого другого сословия состояло в том, что он имел право владеть землей, населенной крестьянами. То есть фактически он мог использовать условно бесплатный труд крестьян для извлечения прибыли.
Когда мы говорим о том, как жили дворяне, нужно определиться, на что они жили и откуда брались их доходы. Первый, основной источник дохода — это поместье. Дворянин дворянину рознь. Были и крупные магнаты, которые владели тысячами душ, и бедные дворяне — в их распоряжении находились десять, двадцать крестьян. Не все могли позволить себе вести роскошную жизнь. Если исходить из того, сколько дворяне могли получить, вряд ли можно подумать о том, что все были так богаты. Ведь речь идет об экстремальном сельском хозяйстве, о неурожаях. Дворянин обязан по закону содержать крестьян, в случае если они голодают. И дворяне не отказывались от своих обязательств. Поэтому на свои средства кутить сложно, у большинства просто не было таких финансовых возможностей.
Дворянин, помимо дворянской грамоты, обладал еще социальным статусом, который давал ему право и доступ к легким кредитным деньгам, появившимся в России во второй половине XVIII века. Дворяне действительно занимали кучу денег под собственные имения. Историки не считают, что они использовали это в качестве инвестиции в собственное имение, а скорее тратили их на поездки за границу, на балы и так далее.
Я буду опираться в данном случае на приходо-расходные книги. В них отражено, как дворяне управляли своими деньгами. Это одна из немногих возможностей понять, как дворяне относились к финансам. Мы приходим к удивительному выводу: они честно пытались понять, что происходит с их финансами, но это было очень сложно. В начале XVIII века экономических знаний не было, никто никого не учил тому, как управлять финансами. Дворяне должны были самостоятельно дойти до тех основ, которые нам сейчас кажутся очевидными. Например, если ты берешь кредит, ты должен платить процент.
Дворяне были закредитованы. Значит ли это, что они вели себя неразумно? Мне кажется, это сомнительно, именно потому что они учились и могли научиться только в живой жизни, совершая ошибки.
Отсюда и возникает проблема, когда долги родителей платят их дети. Это могло тянуться очень долго. Поэтому если мы не предполагаем, что дворяне исключительно хотели нажиться на бедных крепостных крестьянах, то картинка по управлению финансами достаточно сложная. Исходя из документов, можно сказать, дворяне апеллировали к понятию чести. Они хотели быть честными и стремились к этому. Не всегда получалось, но это отдельная история
У них было представление о том, что уплата налогов — это важно. Пытаться свести расходы и доходы — это тоже важно
Обувь
В повседневной жизни местные жители останавливали выбор на легких моделях обуви, которые назывались солеа. Они представляли собой сандалии, которые фиксировались на ногах с помощь ремешков. Естественно, что для выхода в свет такие изделия попросту не подходили. Именно по этой причине популярность обрели другие варианты обуви. Востребованными стали башмаки и сапоги.
Для публичных выходов чаще всего использовались кожаные полусапожки под названием кальцеус. Они полностью прикрывали ногу своего владельца
Цвет в данном случае также имел немаловажное значение. Для императора выбирались исключительно красные модели
Сенаторы носили черную обувь. Ее украшали с помощью брошей и бляшек.
Простым людям кальцеусы попросту окалазись недоступны. Им приходилось довольствоваться лишь башмаками из дерева, а также моделями, при изготовлении которых применялась достаточно грубая кожа.
Женские модели обуви делали из мягкой кожи. Она могла обладать различной расцветкой. Знатные римлянки отдавали предпочтение светлым вариантам. Обувь при этом обрамлялась с помощью камней и даже жемчуга.
Одежда римлян во многом схода с нарядами, которые обладали популярностью на территории Древней Греции. Действительно, немало элементов позаимствовано из этой культуры и даже не подвергалось изменениям. Правда, в нарядах также отмечается явная самобытность, которая попросту не может остаться без внимания.
Немалое влияние на моду оказала военная жизнь жителей данного государства. Особый вклад в культуру при этом внесен завоеванными землями, а также империями, расположенными по соседству. Не удивительно, что древнеримские наряды обладали столь необычным видом и даже сейчас вызывают немалый интерес. В них есть нечто загадочное и таинственное, но при этом прослеживается простота. Одеяния действительно неординарные, а многим кажутся совершенными. Вполне естественно, что их детали даже сейчас применяются при составлении всевозможных образов. Правда, лишь в качестве дополнения, а не основной части лука.
Сырье
Римляне использовали несколько разных типов волокон . Шерсть была , вероятно, наиболее часто используемой , потому что он был легко доступен и относительно легко приготовить. Льна и конопли были также использованы для создания ткани , даже если их получение более сложным , чем шерсть. Есть свидетельства того, что они использовали хлопок , но реже. Шелк импортирована из Китая , также был известен.
Эти волокна различной природы нужно было приготовить по-разному. По данным Forbes, овечья шерсть содержала около 50% жирных примесей, волокна льна и конопли — 25%, шелк — около 19-25%, но хлопок, самый чистый из всех текстильных изделий, содержит только 6%.
Наиболее широко используемое волокно, шерсть, несомненно, было первым типом пряденного волокна. Овцы Тарента славились качеством своей шерсти, однако римляне не прекращали попытки улучшить породы путем скрещивания. Шерсть работа была выполнена в lanarii pectinarii . Собранная в уборных моча использовалась для обезжиривания шерсти (и обработки кожи). Подготовка льна и конопли относительно схожа и описана Плинием Старшим . Необходимо после сбора урожая погрузить их в воду, удалить кору и обнажить волокна. После высыхания волокна необходимо механически сломать (с помощью молотка), а затем разгладить. Затем эти волокна были сотканы. Лен и конопля — очень прочные и крепкие волокна.
Шелк и хлопок были импортированы из Китая и Индии соответственно. Шелк был дефицитным, дорогим, предназначенным только для богатых женщин.
Римлянам приходилось перед окрашиванием грунтовать волокна натуральной протравой . Они использовали, по крайней мере, квасцы железа в качестве закрепителя, и мы знаем, что они использовали Murex brandaris как пурпурную настойку Тира , цвета императора, потому что его было очень дорого получить. Пастель позволяла получать оттенки от желтого до синего, но не получила широкого распространения. Марены , дешевле, позволило получить красный, розовый. По словам Плиния Старшего , черноватый цвет предпочтительнее красноватого. Желтый, полученный из шафрана , был дорогим и использовался для свадебной одежды и весталок . Многие растения (и насекомые), такие как плющ, лавр, морилка грецкого ореха, кошениль , можжевельник, марля, позволили получить множество оттенков от коричневого до зеленого или до желтого, розового и пурпурного.
Археологические находки показывают греческие вазы, изображающие искусство ткачества . Древние авторы Упоминают искусство ткачества и производства волокон. Некоторые ткани сохранились сотни, даже тысячи лет. С другой стороны, поскольку одежда необходима, обнаруженные образцы многочисленны и разнообразны. Эти ткани часто предоставляют наиболее ценную информацию об используемых технологиях, используемых красителях, природе почв происхождения волокон и, следовательно, об используемых торговых путях, климате и т. Д. Исторические исследования в этой области очень активны, потому что они позволяют нам понять многие аспекты жизни римлян.
Используемые ткани были такими же, как в Греции, но техника ткачества улучшилась, а льняные и шерстяные ткани стали более тонкими.
Почему возникала ситуация, в которой дворяне не знали о своих же долгах?
Представьте, что у вас несколько источников дохода, деньги вы получаете несколько раз в год, а жить вам нужно каждый день. Вы приблизительно представляете, каким будет доход имения, но никогда наверняка не знаете, потому что Россия — страна экстремального сельского хозяйства.
Также вы рассчитываете, что, например, за первую треть вы получите жалованье, а потом его по каким-то причинам не дают. Ситуация складывается следующая: непонятно, когда и в каком объеме поступят деньги. Для того чтобы наладить финансовый учет, нужно понимать, сколько у тебя долгов. У тебя должны быть соответствующие финансовые инструменты, хоть какие-то книги, в которые нужно записывать долги и сроки их возвращения.
Но это технически сложная процедура. Большинство дворян не могли этим заниматься, потому что не получали нужных для этого знаний. То есть основная причина — отсутствие финансовой грамотности.
Ткани
В Древней Греции за производство текстиля в основном отвечали женщины. На этом лекитосе, приписываемом художнику Амасису , показано, как женщины складывают ткань, прядут шерсть в пряжу и ткают ткань на вертикальном ткацком станке.
Древнегреческая одежда изготавливалась из шелка , льна и шерсти . Однако из-за жаркого климата лен был наиболее распространенным волокном. Производство ткани было долгим, утомительным и дорогим процессом. В обществе было принято, что производство текстиля — это в первую очередь обязанность женщин, а производство высококачественных тканей считалось достижением для женщин с высоким статусом.
Самыми дорогими тканями были тонкое полотно и очень мягкая шерсть. Дорогое белье было чистым; нагота не была табу в Древней Греции. Менее дорогими и более часто используемыми тканями были льняные ткани, смоченные в оливковом масле, и грубая шерсть.
После изготовления ткань редко разрезалась. Бесшовные прямоугольники ткани драпировались на теле различными способами с минимальным шитьем. Ткань могла быть мятой или складчатой, чтобы придать одежде большую полноту, поскольку чем больше ткани было на ней, тем богаче она казалась.
Еще один способ показать богатство — использовать цветные краски. Некоторые предполагают, что греки носили только белое, потому что на найденных статуях этого времени была белая драпировка. Однако произведение искусства и одежда, которую носили греки, на самом деле была довольно красочной (см. « Боги в цвете» ). Обычные цвета красителей включали зеленый, коричневый, серый и желтый, в то время как тирский пурпурный краситель был дорогим в производстве и носился только богатыми.
Где менять деньги в Риме?
Вы в Риме и вы с рублями? Неудачное совпадение! Мы настоятельно рекомендуем российскую валюту в Италию не возить, обменивать рубли на евро еще на родине по самому выгодному курсу. Не случилось? Идем искать обменник.
Мультивалютные обменные пункты (здесь легко перевести любую национальную валюту на евро — доллары, юань, кроны, дирхамы, лари) в Италии называются «cambio». Они возьмут с вас фиксированную сумму за услугу, удобно — когда вы меняете большую пачку денег. Выгодный обменник вы можете найти около площадей «Piazza Spagna», «Piazza Santa Maria Maggiore» и на улицах Via del Lavatore, Via del Due Macelli. Себе в убыток менять банкноты в обменных пунктах при гостиницах и отелях, на вокзалах и в сомнительных лавочках.
Можно пройтись до банка «Cassa di risparmio» (режим работы местных банков — с 9:00 часов утра до 16:00 часов дня) — здесь примут и рубли, и доллары. А еще не обманут с курсом. Здесь тоже берут не процент, а фиксированный счет за услугу. Хотя в некоторых банках взимается комиссия от 2 до 5 процентов.
Самый неблагодарный курс в аэропорту Рима. Советуем приезжать в страны Евросоюза с кредитной картой и платежной системой «MasterCard» или «Tinkoff». С «Visa» вы теряете дважды.
Обувь
Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.
Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.
Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут их с собой, потому что это правило действует во всех домах.
Что такое навмахии
«Представьте, что вы прибыли из далеких стран, – писал про навмахии (в переводе с древнегреческого «морские битвы») известный эпиграммами поэт Марциал. – Вы поздний зритель, для которого это первый день священного представления. Не позволяйте шуму морского сражения и плеску воды отвлечь вас. Недавно на этом самом месте была земля. Не верите? Смотрите, как воды омывают Марсово поле. Вскоре после этого вы взглянете на то же место и вспомните, что совсем недавно здесь было море».
Первая известная навмахия состоялась в 46 году до нашей эры, когда Юлий Цезарь вернулся в Рим после военных триумфов в Галлии и Египте. Два века спустя историк Дион Кассий записал, что в первые несколько дней после возвращения практически все население повсюду следовало за диктатором. Отдельный ажиотаж вызвала демонстрация «верблюдолеопарда», как римляне назвали невиданного до тех пор жирафа. Долгое время считалось, что в качестве очередной демонстрации могущества Цезарь приказал скормить длинношеего бедолагу львам, хотя ни одного документального подтверждения кровавой гибели экзотической зверушки не сохранилось.
Точно известно другое – уверовавший в собственное величие и всемогущество правитель приказал выкопать на Марсовом поле, на левом берегу реки Тибр, целое озеро и установить по периметру скамьи для зрителей. Когда все было готово, там сошлись в схватке две флотилии из кораблей с двумя, тремя и четырьмя рядами весел. Всего на них было 2000 гребцов и 4000 рабов. По задумке Цезаря противники должны были инсценировать Саламинское сражение 480 года до н. э. между греками и персами.
Вероятнее всего, действия рисковавших жизнью ради прихоти диктатора римлян весьма отдаленно напоминали события той битвы, но это мало кого беспокоило – никогда прежде римляне не видели ничего настолько масштабного. Историк Гай Светоний Транквилл записал, что представление Цезаря посетили люди со всей Италии. Улицы заполонили проститутки, торгаши и воришки. Несколько человек, включая двух сенаторов, погибли в давке.
Важно понимать, что навмахия не была исторической реконструкцией в том смысле, в каком мы понимаем это занятие сегодня. Участники постановки не просто пытались воспроизвести определенные исторические события – скорее, наоборот, использовали историческое событие как формальный повод для полноценного сражения
Подробностей о ходе битвы не сохранилось, поэтому невозможно точно сказать, насколько она была постановочной и насколько спонтанно развивались события. Однако, зная традиции римских увеселений, можно предположить, что о безопасности Цезарь и организаторы навмахии думали в последнюю очередь. Главным элементом шоу была как раз гибель значительной части участников от копий соперников, в давке, или под водой, набранной из Тибра.
Судя по свидетельствам древних историков, в то время весь Рим охватило безумие, а морское сражение в натуральную величину стало кульминацией продолжительного загула. Секретарь императора Адриана Светоний написал в труде «Жизнь двенадцати цезарей»: «Бои с дикими чудовищами продолжались пять дней, а венчала все битва между двумя армиями с пятью сотнями пехотинцев, двадцатью слонами и тридцатью всадниками с каждой стороны. Морское сражение представляло собой состязание между судами разной вместительности. Эти шоу привлекали такое количество зрителей со всех регионов, что многим приходилось толпиться под навесами вдоль улиц».
Большинство участников навмахии были пленными или осужденными на смерть заключенными, но свободным сорвиголовам тоже разрешалось сражаться – среди них оказался даже один влиятельный горожанин, занимавший должность претора. Сразу же после сражения искусственное озеро осушили – вероятно, чтобы избежать распространения инфекций в стоячей воде.
Как жили рабы
Люди, попавшие в рабство, не имели абсолютно никаких прав. Они не только не могли иметь личные вещи и семью, даже самим себе они не принадлежали. Если такой человек купил что-либо, по древнеримским законам считалось, что покупку совершил его владелец, а раб был просто средством совершения сделки.
Имена если и давались рабам, то только по определенным классификациям: по происхождению или виду работы. Не было ничего предосудительного в том, чтобы разделить мужа с женой или родителей с их детьми. Таким образом судьба попавших в неволю людей полностью зависела от их господ.
pinterest.com
Работа, которая выполнялась рабами, была очень разнообразной. На тяжелый и неквалифицированный труд отправляли безграмотных и более сильных, самые воинственные могли участвовать в гладиаторских боях и служить оруженосцами. Больше всего везло тем, кто покупался для обслуживания в домашнем хозяйстве: повара, уборщики, управляющие, воспитатели детей хозяев. Образованные рабы становились писарями, переводчиками и учителями. Они представляли собой интеллигенцию среди невольников. Меньше всего повезло тем, кто работал в полях под открытым солнцем – такие не проживали больше 3-7 лет. На ночь их заковывали в кандалы, чтобы предотвратить попытки побега. За малейшую провинность наказывали бичеванием и ношением колодок, помещали в подвальные помещения с окошками сверху.
Нередко за хорошую службу хозяин мог дать рабу в пользование личные вещи, наложницу и деньги. Некоторые, накопив достаточно денег, выкупали самих себя и переходили в разряд вольноотпущенников, которые имели чуть больше прав. Иногда сам господин даровал свободу, но это случалось очень редко, потому что мало кому хотелось отпускать человека, за которого были уплачены немалые деньги.