Мезенская роспись

↑ Композиция в квадрате

Композиция, которая на рисунке 15 изображена слева, заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-»метелочки» бегущих коней.


Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре «солнца», которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков.

Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки.

Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей

Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Внимание! Мезенская роспись для начинающих – это еще и специальные прописи, которые помогают отработать навык прорисовки отдельных элементов. Если вам посчастливилось найти такое пособие в книжном магазине, оно будет отличным тренажером

Кое-какие картинки есть и в интернете, их можно распечатать и тоже использовать как прописи, но качество бумаги будет не лучшим.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Шаг 2. Рисуем элементы мезенской росписи для оформления

Начнем с оформления внешнего края тарелки. Нам необходимо нарисовать узор между двумя окружностями красного цвета. Узор будет состоять из характерных для мезенской росписи символов- треугольника с красной обводкой, ромба с черной обводкой и без заливки (его мы нарисуем внутри треугольника) и черной точки.

Треугольник рисуем простейшим способом- с помощью инструмента Рисовать звезды и многоугольники *. Квадрат- с помощью инструмента Рисовать прямоугольники и квадраты.

Нарисованные объекты необходимо выровнять , выделить(как на рисунке выше) и сгруппировать ctrl+G.

Далее нам потребуется нарисовать окружность без заливки. С помощью этой окружности мы разместим наши треугольники вдоль контура. Диаметр окружности должен быть меньше диаметра самой тарелки. Количество копий треугольника придется подбирать. В моем случае их 28. Используйте ctrl+D для дублирования треугольников.

Выделяем все треугольники и создаем их копию. Копии треугольников пока отложите.

Опять выделяем треугольники и окружность, переходим в панель Расставить. Во вкладке полярные координаты делаем следующие настройки.

После этого нажимаем применить. Наши треугольники будут размещены по окружности.

Выделите ранее созданные копии треугольников (без окружности, окружность пока не удаляйте) и отразите их по горизонтали. Еще раз выделите треугольники вместе с окружностью и снова примените расстановку по окружности.

Мы получили два узора, единственное отличие это ориентация треугольников.

После группировки выровняйте оба узора. Возможно придется немного повернуть один узор относительно другого.

В результате мы будем иметь орнамент по краю тарелки между двумя красными окружностями. В нем чередуются треугольники.

Переходим к центральной части тарелки.

Нарисуйте простейшие элементы мезенской росписи: звездочку (снежинка), спираль (к спирали примените эффект taper stroke), волнистую линию (символ воды) и птицу.

Все эти объекты рисуются основными инструментами редактора и не вызовут трудностей при создании.

Еще один элемент- спираль, мы усложним. Справа от спирали нарисуйте 4-5 дуг с помощью кривых Безье (форма эллипс). Сгруппируйте их, продублируйте (ctrl+D) и отразите по вертикали.

Обе копии разместите справа и слева от спирали, сгруппируйте.

Следующий элемент получаем из звездочки и круга.

С помощью операций с контурами из круга получите месяц (наложите один круг на другой и примените разность контуров).

Переходим к рыбкам. Последовательность такая. С помощью кривых нарисуйте верхнюю часть рыбки (верхний рисунок). Продублируйте (второй сверху рисунок).

Сдвиньте обе копии ( второй снизу рисунок) и сведите два узла справа в один. Аналогично поступите с двумя узлами слева. Добавьте глаз и дугой обозначьте жабры.

Посмотрите видео как это сделать.

Please enable JavaScript

Продолжим рисовать, давайте нарисуем птичку. С помощью кривых Безье придайте линии вот такую форму. Хвост и крылья нарисованы с помощью кривых, форма эллипс. Не стоит точно копировать именно эту птичку, можно нарисовать и свой вариант птички.

Центральным элементом будет корабль. Можно найти изображение корабля с парусом и ставить узлы кривой лишь немного ориентируясь на фотографию. Рисовать точную копию корабля не стоит (он будет выглядеть неестественно).

Заливку задаем красным цветом, обводка черным.

Добавляем мачту и флаг. Мачту можно нарисовать как кривыми так и вытянутым прямоугольником.

Далее рисуем парус. С помощью  рычагов придайте парусу нужную форму.

Заливка- конечно красный, в центр паруса добавьте звезды с несколькими лучами- одна внутри другой.

Все созданные элементы размещаем на тарелке. При необходимости создавайте необходимое количество копий элементов мезенской росписи.

Осталось применить текстуру. Найдите фотографию подходящей (светлой) текстуры дерева. Импортируйте в документ (Файл- импорт, дальше ОК) и примените в качестве заливки.

Вот теперь можно выделить и сгруппировать все элементы тарелки. Все.

Мастер-класс художественной росписи по дереву

Украсить свой дом предметами расписного декора, чтобы порадовать себя и близких, и получить ценный опыт в этом уникальном ремесле совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы создать своими руками красиво расписанную поделку, достаточно разработать навыки владения кистью, в точности следовать основным техникам и, конечно, подготовить все необходимые инструменты и материалы.

Для работы используют различные красящие составы: гуашь, акварель, акрил и масло. Их нужно выбирать особенно тщательно, ведь от этого зависит окончательный результат работы.

Кроме красок и деревянной заготовки нам понадобятся:

  • наждачная бумага разной степени зернистости;
  • морилка для подчеркивания естественного рельефа дерева и придания ему нужного оттенка;
  • кисточки (их должно быть несколько, разных размеров и толщины);
  • грунтовка;
  • бумажные листы, карандаш и ластик (для тех, кто работает по эскизам);
  • прозрачный лак для закрепления росписи;
  • емкость для воды или растворителя.

Процесс украшения деревянных предметов затейливыми узорами способен принести огромное эстетическое удовольствие мастеру и привести в восторг всех окружающих.

Расписанный вручную сувенир станет отличным подарком к любому празднику, добавит в помещение тепла и уюта, будет ежедневно радовать глаз яркими, насыщенными цветами.

Символика узора

Мезенская роспись в своих картинках имеет характерную черту: ярусы, полосы. Чаще всего их на узоре находится 3 штуки.

Но, внутреннюю часть таких поясов украшали нанесением изображений:

  • Птицы находились только в верхней части.
  • Лошадей либо оленей рисовали в среднем либо нижнем поясе.

Историки сходятся во мнении, что каждый из ярусов отражает небесное, наземное и подземное деление мира. По особенной технологии украшали прялки: на ее изнаночной стороне размещали пояса и могли добавить надпись. Лицевую же часть разрисовывали ярусами и символами.

Мезенская роспись (картинки ее и узоры принято относить к языческим и религиозным основам) практически не отражает быт людей, а скорее использует изображения с подтекстом. Каждый символ орнамента имеет смысловой сюжет.

Выделяют так называемые солярные знаки – изображения солнца, круги, кресты. Выглядят они практически как свастика. На ложках изображали чаще всего коловорот. На карабейках рисовали только геометрические узоры, без персонажей.

Земля

Земля в мезенской росписи символизирует матерь всего живого, которая является кормилицей и основой существования. Изначально ее изображали в виде квадрата. Внутри него могли оставить послание. Например, точка означала урожайный год. Также землю изображали в виде ромба или треугольника.

Если область внутри фигуры заштриховывали, то это обозначало засеянное поле. Таким признаком являлось размещение внутри квадрата семечка. Также внутри квадратов рисовали символы плодородия, спирали, знаки огня.

Вода

Символ, обозначающий воду, в мезенской росписи обозначали волнообразной линией или зигзагами.

Жидкость означала не только небесную или земную стихию (реки), но и являлась символом зарождения новой жизни. Если рядом располагали знак земли, то это обозначало зарождение чего-то нового.

Огонь

Мезенская роспись (картинки с пламенем могли наносить на одежду, ставни домов) выделяет символ огня как стихию, находящуюся то в животворящем, то в разрушительном виде. Она изображена в форме круга, завитков и всех элементов, стремящихся к окружности.

Огонь олицетворяет жизнь, энергию. Он может передавать как созидательный смысл, так и убивающий все вокруг

Подчеркнуть важность огня можно двойными спиралями, коническими соляными знаками. В более поздней мезенской росписи обозначать огонь стали крестами или же его изображением в круге

Ветер (воздух)

Воздушные потоки изображают в виде коротких штрихов. Его символ является неотъемлемым орнаментом мезенской росписи, ведь он олицетворяет одну из стихий природы. Также, данный знак обозначает силу, являющуюся непредсказуемой.

Ветер изображают то, как неистовую стихию, то, как помощника людей. Мезенские ремесленники любили изображать обузданный воздух. Поэтому часто в рисунках он нарисован кружочком, словно нанизанным на прямые, скрещенные линии.

Подготовка деревянной поверхности

Предмет, предназначенный для художественной обработки, нуждается в тщательной подготовке, процесс которой состоит из следующих этапов:

  1. Очистка дерева, удаление сучков и шероховатостей, если они есть.
  2. Обработка поверхности наждачной бумагой для придания ей окончательной гладкости.
  3. Покрытие грунтовкой для создания защитного слоя, чтобы рисунок ровно лег на заготовку.
  4. Подсушивание заготовки в течение нескольких часов.
  5. Нанесение цветовой основы.
  6. Полировка наждачкой.

Следующим этапом будет нанесение изображения на заготовку. Начинать работу следует с крупных деталей.

Расшифровываем символику

Истоки символов росписи расшифровываются исследователями в мифологии древней наскальной живописи. О символике ярусности можно сказать, что она отражала три мира — подземный, наземный и небесный, между ними оставляли место — окно, в котором помещали животных и птиц. В нижних ярусах отображались схематические кони и олени с причудливыми завитками вместо гривы и парящими, неестественно длинными конечностями с кисточками на концах, напоминающих перья. Животных изображали, следующими друг за другом. Иногда они соприкасались копытами в мнимом поединке, а иногда просто были обращены лицом к лицу.

Элементы на животных могли видоизменяться, грива меняла направление, рассказывая нам в какую сторону бежало животное или в основном использовали красную расцветку для тел животных. Поэтапное рисование животных отображено на фото ниже:

Красный цвет служит основным цветом для замалевок, а черный дополняет завитки и изгибы, завершая контуры.

Элементы узоров статичные, периодически повторяються. Прямая линия обозначает земную или небесную твердь, а графически часто земля изображалась как квадрат. Все известные явления природы, такие как гроза, дождь, облака, ветер, огонь, растущие растения, воплощались в определенных значениях орнамента. Интересно то, как незамысловатость техники рисования легко и ненавязчиво раскрывает сюжет картины. Рисуем оленя, звездочку, спиральку и завитки и получаем благородного оленя, бегущего по зимней ночной дороге.

Уроки по рисованию мезенской техники преподают в художественных школах и изучаются на ряду с остальными. Традиция северной росписи остается и в наше время, привнося современные изгибы и новшества в искусство, хотя основные черты и знаки сохраняются в своем схематическом исполнении, выдержанными веками. Изделия, выполненные в этой росписи, изготавливаются многими мастерами современности, как в массовом производстве, так и домашнем хозяйстве. Незамысловатые рисунки легко осваиваются детьми.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, включает фоновую музыку)

Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем

Воспитатель (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая

Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа.Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи,которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять — наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей.

Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные,я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,

В каждом рисунке добро

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках еёможно встретить:

Оленей, коней, мчащих вдаль,

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья любви чудеса».

А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем наше село. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

Основы техники

По исторически сложившейся традиции, роспись выполняют двумя цветами черным и красным. На готовое деревянное изделие наносили узоры тонкими кистями — перьями глухаря или человеческих волос, а раскрашенный предмет покрывали олифой, для закрепления краски. В древние времена роспись производили исключительно мужчины. Как уже говорилось ранее, мезенская роспись очень отличается от всех известных на то время художественных приемов рисования по деревянной утвари.

Картинки на посуде и досках, ставнях ворот и окон рассказывают о восходах и закатах солнца, о традициях народов населявших тогдашнюю землю, также несли в своих знаках значения символов плодородия и изобилия, определяли функцию оберега. Как видите, очень заметны черты шаманского наследия северных народов, которые сохранились и дошли к нам в палащельском искусстве.

Статья по теме: Ажурный снуд спицами: схемы и описание новинок 2019 года с фото и видео

↑ Композиция в полосе

После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе.

На рисунке 14 композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.


В центре изображено древо жизни, а симметрично ему — кони, вставшие «на дыбы» и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами.

Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки за-полнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.


Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Шаг 3. Растения и другие декоративные элементы

Для рисования растений опять используем кривые. Крайний правый элемент нарисован с помощью инструмента Рисовать спирали и заезды. Сначала кривыми рисуем элементы цветка.

Из этих элементов «собираем» цветок и растение. Группировать элементы можно любым способом, получая различные растения. Я нарисовал вот такую пару растений.

Не забываем выделить и сгруппировать элементы.

Далее из отдельных кривых рисуем ель. Сначала ствол (рис. слева), затем рисуем одну нижнюю ветку (рис. в центре, ставим две опорных точки и искривляем, потом применяем контурный эффект taper stroke).

Все остальные получаем дублированием и уменьшением копий нижней ветки (правый рис.).

Выделяем все элементы ели и группируем.

Давайте разместим на тарелке. Ель помещаем между оленями, большой цветок в нижней половине и по центру. Два маленьких цветка в нижней части под оленями.

Ну и добавим самые простые элементы звезды, крестики, волнистые линии. Разместите их произвольным образом и добавьте месяц. Месяц получаем из двух кругов и операцией Разность.

Ну вот мы и закончили рисовать тарелку в мезенской росписи. Получилось в общем неплохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector