Осетинский национальный костюм (фото)
Содержание:
- Из чего состоит
- Торг за невесту
- Проведение торжества
- Мужской костюм
- Как празднуется осетинская свадьба?
- Осетинский национальный костюм
- Немного о тайном визите
- Мужская
- Религиозные традиции
- Осетинский национальный костюм
- Приход за суженой
- Свадебный костюм
- Осетинки — мои куклы, особенности осетинского народного костюма
- Мужской костюм
Из чего состоит
Свадебное платье осетинки состоит из многих деталей. Наиболее значимые из них:
- корсет;
- декоративный нагрудник;
- рубаха;
- кафтан;
- металлический пояс;
- передник;
- нарукавники;
- фата;
- шапочка.
Весь костюм выполнен в распашном крое. Кафтанчик надевается поверх рубашки и стягивает фигуру невесты. Его почти не видно из-под платья. Плотно облегающий тело кафтан не дает расстегнуться нагрудным застежкам. Они считаются больше декоративными, а не функциональными элементами костюма.
Сверху рубахи под кафтаном на невесте надет корсет. Он застегивается с помощью шнура или тесьмы, на которых завязаны многочисленные узелки. По традиции развязывать корсет полагается без применения острых предметов и нельзя разрывать шнур.
Распашное платье отличается висячими, расклешенными книзу широкими рукавами и зауженной талией. В некоторых убранствах допускается узкий прямой рукав, который заметно скошен у кисти руки. На узкий рукав полагается надеть широкие нарукавники от самого локтя.
Осетинская невеста имеет на голове шапочку, которая обрамлена фатой и украшена золотыми и серебряными нитями. С головным убором связано много традиций. Он служил для выкупа новобрачной на свадьбе, а если попадал в чужие руки – считалось, что быть беде. Сделана шапочка в форме усеченного конуса и должна быть красного цвета.
От злых взглядов и происков недоброжелателей защищает невесту пояс. Он может быть матерчатым или серебряным. Чем богаче пояс, чем обильнее он украшен камнями, тем зажиточнее семья девушки и, следовательно, достаток будет сопровождать молодых всю жизнь. Матерчатый пояс представляет собой шедевр вышивки и декора, а металлический похож на произведение ювелира.
Торг за невесту
Под торгом принято понимать веселый спор, во время которого родственники жениха и невесты не хотят уступать друг другу. Часто подружки невесты прячут новобрачную, требуя за нее выкуп. В конце концов, родственникам жениха удается договориться со всеми. Выводит невесту старший шафер под звуки гармони. Потом ее усаживают в машину и увозят к жениху.
Как только автомобиль подъезжает к дому, невесту идут встречать люди, которые хотят пожелать ей счастья в семейной жизни. Чтобы девушка первым родила мальчика, ей дают подержать малыша мужского пола. Порог будущего дома невеста переступает с правой ноги.
Проведение торжества
Свадебное торжество начинают с того, что заранее приглашают уважаемых людей, которые будут находиться в кортеже.
Самого почтенного объявляют главой поезда, который возьмёт на себя большинство речей, а также решение проблем. Эти мужчины собираются за несколько дней до начала праздника и обговаривают все нюансы проведения торжества, а также разделяют между собой обязанности.
Свадебный кортеж начинает своё путешествие от дома жениха, стараясь максимально оповестить окружающих о причине их поездки. Когда они достигают дома невесты, там их встречают старейшины семьи и почтенные гости, которые одаривают приехавших специальными угощениями:
- три пирога;
- пиво;
- арака (алкогольный напиток из зерна);
- национальные закуски.
В момент дарения возносится хвала Богу и молитва, чтобы этот дом был всегда желанен для посещения такими уважаемыми гостями. Когда старший кортежа принимает дары, он выражает благодарность за приветствие. После этого мужчина благословляет семьи, которые собираются породниться.
То же самое должны сделать и остальные приехавшие мужчины. После того, как все дары переданы, гостей заводят в дом, где ждёт накрытый стол с угощениями. Желательно, чтобы на нём присутствовало множество разных блюд. Это покажет, что гостям рады, а в доме живут хорошие хозяйки. Когда все рассаживаются, начинают звучать песни и тосты, при этом мать невесты старается, чтобы старшему поезда было комфортно.
В нём написано, что планируется торжество, но он уважает чужое горе и не знает, как правильно поступить. После этого ему точно так же присылают ответ с разрешением праздновать, ведь они уважают чужое счастье.
Когда проходит какое-то время, старший поезда просит подать три ребра жертвенного барана. После того, как ему их приносят, он разделяет их и вручает вместе с бокалами женщинам рода. В это время произносят три тоста:
- Восхваляя женщин и девушек, которые готовили праздничное угощение.
- Всем гостьям.
- Старшей женщине в роду невесты.
В это время часть женщин помогает невесте нарядиться, а когда она готова, это объявляют. После этого старший должен выплатить оговорённый выкуп, и только после этого им покажут девушку. При этом желательно, чтобы в процессе торга происходили нештатные ситуации, которые позабавят всех присутствующих.
Когда кортеж въезжает во двор, то машину окружает молодёжь, которая поёт весёлые песни и шутит. Невесту подводят к 3 старшим мужчинам, которые читают молитву Богу в благодарность за радостное событие. После этого невесте помогают осуществить процесс снятия фаты и подводят к дому, где сидят 3 старейшие женщины.
Прежде чем она переступит порог, ей дают подержать маленького мальчика, чтобы первый ребёнок был мужского пола.После этого она должна переступить через порог, при этом важно, чтобы вошла в дом с правой ноги, не споткнувшись. Когда девушка оказывается под крышей, она сразу же отвешивает глубокий поклон каждой старейшине, выказывая уважение
В ответ она слышит молитвы Богу, в которых благодарили за такую воспитанную девушку. Далее, невесту провожают в отведённую комнату и устраивают танцы. Спустя определённое время старший поезда приходит за невестой и выводит её во двор, чтобы снять фату.
Он снимает вуаль с помощью специального флажка, который прислали из дома невесты. При этом он желает ей плодовитости, много сыновей и одну дочку. Флажок, которым снимали фату, торжественно вешают в доме над печкой.
После того, как с невесты сняли фату, она должна преподнести старейшим женщинам чашу с мёдом, которую прислали из родительского дома. При этом старейшины желают, чтобы ей точно так же сладко жилось в браке.Далее, девушку провожают в комнату, где продолжаются танцы и песни. Пока невесту привечают в доме жениха, мужчина приезжает со свидетелем в дом невесты. Там его ожидают, ведь всем интересно, каким окажется новый родственник. Парень должен проявлять скромность и умеренность в еде и алкоголе, чтобы не выставить себя в некрасивом свете. Именно после этого банкета родные девушки и соседи определят своё мнение по отношению к нему.
Мужчина, приехав в дом, должен одарить женщин конфетами или другими сладостями. После этого в разгар торжества он с двумя друзьями просится встать из-за стола, заглядывая к женщинам. Там им вручают 3 бокала, и они должны произнести 3 тоста в адрес хозяек, после чего наполнить посуду деньгами. Мужчины возвращаются за стол и продолжают праздновать.
Мужской костюм
Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:
- черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
- бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.
Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:
Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.
Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки
Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.
Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.
Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый
Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.
Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.
Как празднуется осетинская свадьба?
Осетинская свадьба отличается пышностью. Количество приглашенных превышает 100 человек. Все веселятся и одаривают подарками молодых. Родители жениха и невесты преподносят драгоценности. Остальные же дают деньги.
Во время свадебного торжества новобрачная находится в специально отведенном ей месте. Только спустя несколько часов ее отводят в специальную комнату и разрешают сесть. К ней могут заглядывать гости, чтобы пожелать всех благ и взаимопонимания с новыми родственниками.
Девушка должна стоять молча. Лишь изредка разговаривать ей разрешает свекор после того, как она снимет косынку. Вечером будущий супруг уходит в дом тестя. Там теща готовит для зятя яичницу. Потом устраивается застолье и танцы.
Новобрачные, исходя из традиций, не должны возвращаться в родное жилище на второй день. Они могут приехать домой только на третий день. Но обычно это правило не соблюдается, и супруги возвращаются раньше положенного времени.
Со временем традиции осетинской свадьбы подверглись изменениям, но до сих пор остаются своеобразными. Молодые люди помнят их и строго им следуют.
Осетинский национальный костюм
Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.
Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.
Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Мужской национальный костюм
Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постельюБурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Женский национальный костюм
Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».
Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
Немного о тайном визите
Традиции осетинской свадьбы многообразны. Одним из обрядов является тайный визит в дом девушки жениха с друзьями. В обязательном порядке должен присутствовать старший, который уже находится в браке, и младший шафер. После тайного визита эти люди становятся братьями невесты. Они дают согласие о том, что будут оберегать девушку всю жизнь. Во время визита в соседнем помещении находятся родные избранницы. Как только они произнесут несколько тостов, в комнату войдет будущий супруг с шаферами. Женщины обслуживают мужчин. Они должны налить полные бокалы вина. А после того, как мужчины их опустошат, они вкладывают туда деньги.
В день тайного визита зять одаривает тещу конфетами, а будущей супруги вручает свадебное платье и обручальное кольцо.
Мужская
Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.
Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.
А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.
В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.
Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.
В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.
В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.
Гурийские и аджарские мужчины носили “чакуру” — предмет верхнего гардероба из бархата, декорированный золотыми нитями и лентами по краям. Папанки также украшались позолотой. За расписанный узорами пояс крепились кинжалы и другое оружие, а также пороховница и кошелек из кожи. Штаны заправлялись в обувь.
На свадьбу было принято наряжаться в белую сорочку из шелковой ткани с высоким воротом. Женихи надевали чоху из белой шерсти с подкладкой из атласа. Оружие за ремень не помещали. Сапоги выбирали из черной кожи.
Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.
Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.
Религиозные традиции
Традиции осетинского народа включают все общие для христиан праздники. Во время торжеств в храмах служится литургия, в день некоторых праздников в церквях совершается Всенощное бдение.
К числу общецерковных праздников относятся:
- Рождество Христово― 7 января;
- Крещение Господне ― 19 января;
- Пасха ― преходящий праздник, празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. К Пасхе в Осетии готовят пироги, мясные блюда, красят яйца. У осетин это еще и поминальный праздник, поэтому принято посещать семьи, которые недавно потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать их;
- Вознесение Христово ― отмечается на сороковой день после Пасхи;
- Благовещение Пресвятой Богородицы ― 7 апреля;
- Троица ― 7 июня;
- Успение Пресвятой Богородицы ― 28 августа.
Существуют осетинские традиции и обычаи, связанные с поклонением местным святым-покровителям.
- Доныскафан. Этот праздник называется «днем черпания воды», и отмечается на 6 день после нового года. Рано утром молодые женщины набирали воду из проруби, бросив в нее специально испеченную по этому поводу сдобную булочку. Считается, что семью, представительница которой наберет воду раньше всех, ждет Божья благодать.
- Ночь покровителя семьи (хицауы ахсав). По поверьям, у каждой семьи есть свой персональный покровитель. В первую неделю года, в ночь на среду, его задабривают, принося в жертву петуха.
- Балдаран. Отмечают в первое после Пасхи воскресенье. По древним поверьям, у каждого живого существа есть пара, а Балдаран ― день их единения.
- Кардагхассан (день трав). Отмечают через месяц после Пасхи. К празднику готовят «фыдджын» ― пироги с начинкой из листьев свеклы, женщины собирают полевые травы и цветы, и устилают ими полы в доме.
- Праздник Святого Георгия. Христианский праздник в честь покровителя и защитника обездоленных. Отмечается семь дней в конце ноября.
Осетинский национальный костюм
Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.
В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.
Немного истории
С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливался ключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.
Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.
Особенности
Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие:
- большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение;
- ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения;
- особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд. Он украшается особенным образом;
- между мужской и женской верхней одеждой осетинцев много общего по крою и по способу ношения.
Цвета и узоры
Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу.
Каждый узор что-то символизирует. Так, на свадебном одеянии вручную вышивается символика, которая олицетворяет плодородие. На обычном костюме женщины изображаются орнаменты, которые обозначают покорность, повиновение, но в то же время самодостаточность. На мужских костюмах могут быть изображены символы силы, власти, мужества.
Ткани и крой
Для пошива этнической осетинской одежды предпочтительно используются ткани натурального происхождения. Современное текстильное производство дало возможность также использовать смесовые ткани лучшего качества, которые обладают отличными характеристиками.
Крой национальной одежды имеет отличительную черту – женские одеяния длинные, в пол, а мужские представляют собой удлиненные жакеты, с развевающимися в разные стороны полами.
В настоящее время в городах и селениях национальный костюм сохраняет свой прежний вид, как праздничный вариант: он является неотъемлемым атрибутом на свадьбе, праздничных торжествах и т.д.
Разновидности
- Традиционный мужской костюм включает в себя натуральное нательное белье, черкеску, папаху, бурку, шубу и башлык. Внешний вид осетинского мужчины очень впечатляет, и вызывает бурю эмоций. Горячий темперамент отлично ассоциируется с внешним видом представителя сильной половины человечества этого народа.
- Женский национальный образ осетинки создают рубаха, специальный корсет, платье-черкеска с длинным рукавом и своеобразного головного убора. Также осетинские девушки и женщины очень любят украшать себя многочисленными застежками, изображающих птиц. Это олицетворяет волю, свободу и независимость.
- Детский осетинский национальный костюм практически ничем не отличается от взрослого, не считая того, что все детали в нем – миниатюрные и более красочные.
Аксессуары и обувь
Обувь осетины используют легкую и удобную, по типу спортивной. Чаще всего она шьется из натуральной кожи и имеет мягкую подошву.
Среди основных аксессуаров можно выделить головные уборы, как мужчин, так и женщин, пояса, расшитые особым способом и кинжалы для мужчин.
Отлично смотрится вариант женской осетинской одежды, выполненной в красно-белом цвете. Длинное платье, в сочетании с вышивкой красного цвета выглядит очень женственно, пышно и величественно.
Для мужчин классическим вариантом может стать удлиненная черкеска бежевого цвета, неотъемлемым атрибутом которой выступает пояс и кинжал, а также папаха.
Осетинский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru
Источник
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Приход за суженой
Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.
Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.
Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.
Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.
Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.
В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.
Осетинки — мои куклы, особенности осетинского народного костюма
Мои куклы — осетинки:
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно.
Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом.
На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль.
На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез.
На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья.
Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета. Повседневное одеяние осетинок В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего.
Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.
Осетинский костюм в современности
Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации. В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят.
Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер.
А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей.
Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко. До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
Мужской костюм
Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.
Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.
Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.
Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.
Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем
Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.
Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.