Русский народный костюм
Содержание:
- Зимний русский народный костюм
- Русская народная рубаха и её особенности
- Традиционная мужская одежда в России
- Главные особенности
- Головные уборы
- Стиль «капуста»
- Общая характеристика
- Немного истории
- История женского русского народного костюма
- Современные модели
- Особенности спецодежды для Севера
- Русский сарафан
- История русского костюма
- Женская рубаха
- Особенности русского народного костюма
- Аксессуары
Зимний русский народный костюм
В холодное время года поверх многослойных платьев надевали теплую одежду. Крестьяне носили шубы из овчины или шкурок зайцев. Знатные славяне щеголяли в соболиных одеяниях. Шубейка на Руси представляла собой длинную и тяжелую вещь. Характерной чертой дохи были разрезанные до локтя рукава.
Вещь носили мехом внутрь, снаружи покрывали грубым сукном или богатой парчой, в зависимости от состоятельности владельца. Мужчины в зимний период облачались в кожухи, сшитые из телячьих ли овечьих шкурок. Длина изделия различалась, она могла быть до середины бедра или в пол. |
Для барышень шили коротенькие душегрейки, их дополняли шапками из меха. Поверх головного убора накидывали платок.
Русская одежда для зимы имела несколько основных элементов:
- Шапка-ушанка. Изначально ее носили только мужчины Изделие отличалось по цвету в зависимости от окраса меха животного, из которого шили убор.
- Платок из шерсти. Женское украшение зимнего образа. Его вязали из шерсти коз или овец. Узор на платке был уникальным для каждого региона. Мастерицы плели их вручную. Изделие хорошо защищало от стужи и ветра.
- Шубейка. Данную вещь можно было встретить в гардеробе зажиточных граждан. Шили ее из парчи. В качестве утеплителя использовали ватин. Отличительная черта шубейки – воротник, отороченный мехом. Самые состоятельные славяне могли порадовать себя изделием с меховой подкладкой.
- Валенки. Универсальная обувь, подходящая для мужчин и женщин. Для создания изделия применяли валяную шерсть овечки. Использовали их только в сухую погоду, поскольку обувь не переносила влаги. Ранее валенки могли себе позволить только зажиточные граждане.
Русская народная рубаха и её особенности
Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.
Все русские рубахи имели следующие общие черты:
- Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
- Под мышками всегда вставляли ластовицу;
- Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
- Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
- Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
- Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
- Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.
Традиционная мужская одежда в России
Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.
Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.
Главные особенности
Отличительные черты одежды народов Севера определяются функциями, которые она должна выполнять:
- Защищать от агрессивных климатических условий;
- Оберегать от механических повреждений. Жизнь на севере часто сопряжена с опасностями. Толстая и плотная северная одежда защищает человека от бытовых случайностей, когтей хищника, ссадин при падении;
- Обеспечивать свободу движения. Человек должен легко и быстро передвигаться, а также выполнять мелкие манипуляции;
- Поддерживать тело в чистоте. В суровом климате сушить одежду и принимать водные процедуры не всегда удобно. Особенно это касается кочевых северных народов;
- Давать информацию о своем обладателе. По костюму можно понять, к какой народности принадлежит человек, какую роль играет в обществе, уважаем ли он соплеменниками, женат или холост, какими богатствами обладает. Оценив внешний вид, можно определить манеру общения с незнакомцем;
- Удовлетворять эстетические потребности. Национальная одежда является лицом своей народности. В ее художественное убранство вкладывают дух и традиции предков. Трудоемкие изящные узоры выражают уважение к истории родного края.
Особенности одежды Северных народов диктует суровый климат. Люди в самых жестких условиях не забывают о внешнем виде. Достаточно вспомнить облик брутальных кавказских горцев. Национальная одежда народов Северного Кавказа является примером того, как высокая функциональность сочетается с красотой убранства. Одежда народов Северного Кавказа и некоторых других северных территорий имеет следующие особенности:
- Она защищает все части тела от ветра и стужи. Часто имеется капюшон, характерны длинные рукава. Верхняя одежда обычно просторная и имеет свободный крой;
- Многослойность. Костюм предполагает несколько слоев одежды. Каждый из них отличается по фактуре. Прослойки воздуха помогают удержать тепло;
- Для изготовления верхней одежды применяют материалы с плотной износостойкой структурой;
- Части выкраивают из различных видов кожи и меха. Встречаются сочетания рыбьей кожи со шкурами животных;
- Натуральные материалы обеспечивают хорошую терморегуляцию. Это предотвращает излишнее потоотделение;
- Еще одна особенность — это обилие мелких деталей. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Страсть к такому декору отражает религиозные взгляды. Северные удмурты используют в убранстве множество монет. За счет них каждое движение сопровождается серебряным звоном. Считается, что он отпугивает злых духов;
-
Изысканное художественное оформление наряда. Анализ фотографий народностей Севера позволяет выделить 2 основных способа украшения одежды:
- вышивка бисером;
- меховая мозаика (комбинирование деталей из разных видов меха).
Оба вида отделки требуют стараний. Девочки с 6 лет обучаются непростому ремеслу. До свадьбы надо подготовить праздничный наряд для себя, будущего супруга и подарки новым родственникам.
Для изготовления одежды народов крайнего Севера требуются серьезные затраты ресурсов. Уходит много времени, сырья и труда. Немалых физических усилий стоит выделка шкур. Скорняк (мастер по выделке кожи и меха) всегда пользовался уважением в обществе. Высоко ценился и труд мастериц, передающих из поколения в поколение значение различных узоров, технику их нанесения.
Головные уборы
Важное значение в народном костюме имеет головной убор. Его носили представители обоих полов
Как и прочие предметы одежды, они различались в зависимости от территориальной принадлежности людей, а также их социального положения.
Головные уборы удмурток были богато украшены. Одна из особенностей – использование нашивок из цветных лоскутов на платках, головных покрывалах, налобниках. В качестве таких декоративных элементов использовали сукно, бархат, бахрому, позумент.
Вышитые украшения на платках и шапках традиционны для удмуртов – это различные квадраты и треугольники.
Женские головные уборы
Девушки носили разные головные уборы, что обусловлено положением в обществе и возрастом. Они были достаточно разнообразными. Женщины-удмуртки имели следующие виды:
- высокая женская шапка из бересты, напоминающая кокошник (айшон);
- налобная повязка;
- платок-покрывало – сюлык. Этот головной убор ранее надевали девушки, которые вышли замуж. Поэтому сюлык еще называют свадебным покрывалом;
- женская шапочка – такья.
Мужские головные уборы
У мужчин-удмуртов головные уборы не отличались разнообразием. Национальным считается колпак, сделанный из домашнего сукна.
С XIX века в мужской гардероб вошли новые головные уборы – шляпы, изготовленные методом валяния, имеющие полы. В зимнее время удмурты носили овчинные шляпы округлой формы.
Головные уборы северных удмурток
Удмуртки покрывали голову разными уборами, что зависело от их возраста и во многом – от социального статуса.
Наиболее распространенным девичьим головным убором считается шапочка (такья) из холста, обшитая монетами и кумачом. Десятилетние девочки носили круглую такью, от 13 лет и старше – продолговатую.
Также незамужние девушки носили холщовые или кумачовые головные повязки и платки, о которых упоминалось ранее. Замужние женщины надевали платки и налобные повязки, а также головные полотенца. Их концы были украшены красными полосками из ткани либо вышивкой.
Головные уборы южных удмурток
У женщин южной части были свои особенности в плане ношения головных уборов.
Молодые девушки ежедневно надевали налобные повязки и платки. Первые были узорными: они представляли собой полосы нашитого на холст или кумач позумента с густой бахромой, деревянными подвесками или блестками.
У замужних женщин такая повязка была декорирована по нижнему краю монетами и бусами. Они могли носить их в сочетании с убором, напоминающим чалму (головным полотенцем). Она была украшена кружевами, лентами, вышивкой.
После 55 лет чалму заменяли холщовой шапочкой с закругленными концами, оформленными кружевами.
Айшон, являющийся практически аналогом русского кокошника, представляет особый интерес: высота этого головного убора юных удмуртских женщин составляла от 7 до 35 см. Айшон имел берестяную основу, которую обшивали кумачом либо холстом. Передняя часть была декорирована бисером, монетами, бусами.
Северный костюмный комплекс
Ансамбль одежды у северных удмурток включал в себя:
- распашной кафтан. Он был скроен таким же образом, как и рубаха, имел отложной четырехугольный воротник и короткие рукава. Воротник, подол и полы кафтана украшали вышивкой, иногда на эти части пришивали монеты либо бусы. В зависимости от способа отделки распашной кафтан имел разные названия: если для этого использовалось небольшое количество кумача, то это был «пичи кумач понэм», если присутствовала красная отделка, то «гордэн шырем». Носили его зимой, накидывая на рубаху;
- рубаха. Внешне она схожа с современной туникой. Ее выполняли из домотканого материала белого цвета. Рукава были красно-белыми, с узорами. Шейный вырез – овальной формы;
- передники без грудки, отделанные вышивкой, тесьмой, кружевами;
- платок четырехугольной формы из домотканого материала. Его также носили зимой;
- шубы. В зимнее время женщины носили будничный и праздничный варианты. Первые были изготовлены из дубленой овчины и имели желтый цвет. Вторые были черными.
У мужчин-северных удмуртов комплект одежды не имел принципиальных отличий от традиционного комплекса собратьев с южных территорий.
Стиль «капуста»
Характерная черта национального одеяния – многослойность. Костюм для будних дней отличался простотой и включал минимум элементов. А вот праздничный наряд поражал своим многообразием. Только представьте себе, повседневный костюм замужней дамы включал семь предметов гардероба, а для торжественных мероприятий – целых двадцать!
Для повседневной жизни барышни облачались в одеяние, состоящее из трех частей: сорочка, сарафан и кокошник (либо сорока). Считалось, что многослойный наряд защищал барышню от сглаза. Если дама надевала менее трех платьев, то ее поведение считалось непристойным.
Большое количество вещей подчеркивало достаток человека. Для пошива одежды простолюдины в основном использовали шерсть и холм, с середины девятнадцатого века применяли атлас, ситец и сатин.
Общая характеристика
Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:
- Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
- Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
- Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
- Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
- Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
- Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
- Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.
Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.
Немного истории
Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.
Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.
Читайте далее:
Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.
Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Женский костюм крючком: схемы и описание вязания женского костюма крючком
С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)
Модные фасоны шуб 2019: описания моделей, особенности кроя и деталей. примеры оригинальных шуб с фото.
Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма
Угги: фото, женские, мужские и детские, описание и детали
История женского русского народного костюма
14-18 вв
С 14-го века торговые отношения между Россией и Европой расширяются. Такие страны, как Франция, Италия, экспортировали в российскую столицу шерсть, шелк, бархат. На предметах одежды было множество узоров, ярких цветов, включая украшения из кружева, искусственных камней.
Очень важен декоративный, народный характер русского народного костюма. При царе Иване Грозном иностранцев, желающих посетить Кремль, обязывали носить русскую одежду, тем самым выразить уважение к российскому престолу. Уже с 17-го века люди, пытавшиеся носить одежду, подобно европейской, да ещё с иностранными прическами, наказывались.
Традиционный народный русский костюм считался важной частью культуры, при этом, западные модные тенденции не могли проникнуть в страну. Такое положение оставалось до 18-го века, когда Петр Великий ПРОВЕЛ реформы внешнего вида верхних и средних классов и упаси было людей Санкт-Петербурга носить его, потому что считалось, что костюм принадлежал только к низшему сословию — крестьянам
С этого момента члены двора обязывались носить европейскую одежду, а давняя традиция народного русского костюма начала рушиться. С этого момента европейская мода начала оказывать влияние на страну.
Члены царской семьи первыми приняли европейский стиль, сильно ориентированный на французскую моду. За это время корсет, а также головной убор, так называемый фонтан, были привезены в Россию из Европы. Фонтан заменил традиционный головной убор, который носили замужние женщины, чтобы полностью покрыть волосы.
Европейская одежда показывала, что кто-то принадлежит к влиятельным классам, а кто-то, придерживающийся традиционной одежды, к другим классам. Одежда простых людей менялась очень медленно, но смена одежды жителей городах Санкт-Петербурга и Москвы быстро менялась.
19-20 века
Весь 19-й век рококо стиль считался очень популярным. Особенно под властью Елизаветы Петровны светская жизнь ориентировалась на французскую моду. Женщины носили платья с узкими, низкими плечами, подчеркивая тонкую талию. Очень полюбились овальные оправы, корсеты; впервые появились высокие каблуки, но юбки лишились пуха.
Французский сарафан включал традиционный головной убор с загнутыми рукавами сзади, тонкую талию, обрамленную большим шлейфом. Высшие слои общества впервые начали демонстрировать современное коктейльное платье.
20-й век ознаменовался более практичной одеждой. Узкие корсеты уступили место более свободной одежде. Комфорт считался ключевым моментом; стали модными простые сарафаны, шорты, блузки, галстуки.
Одежда для мужчин \ женщин становилась достаточно удобной для работы, ношения, передвижения. Подплечники стали элементом женской одежды для придания более мужественного вида, а строгая форма стала частью жизни. Здесь не оставалось места индивидуализму, поэтому промышленное производство одежды препятствовало появлению сложного кроя или украшений.
Завершая 20-й век, после больших перемен внутри страны, народная русская мода стала постепенно сливаться с европейской. Модельеры могли открыть свой бизнес, путешествовать по миру, а международные бренды могли открывать свои магазины во многих городах России. Многие российские дизайнеры стали специализироваться не на массовом производстве, а на аксессуарах и частных лицах. Сегодня многие российские модельеры взяли вершины ТОПа.
Современные модели
Сегодня удмуртская национальная одежда, как это видно по фото, имеет мало сходства с традиционной. Мастера стали использовать фабричные ткани, из которых изготавливается практически вся одежда представителей этой народности. Особой популярностью пользуются трикотажные изделия. Молодежь предпочитает удобные и практичные вещи, изготовленные из штапеля и льна. Современные удмуртские платья – упрощенный вариант национального костюма. Настоящий, традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам, зато его имеет в своем «арсенале» каждый житель сельской и городской местности. В повседневной жизни мужчины и женщины предпочитают носить обычную одежду, которую носят во всем мире. Мужчины с удовольствием сменили шортдэрем на полушубки, пальто и пиджаки. Девушки и женщины вместо рубах носят практичные и нарядные платья, подчеркивающие их внешность. Но традиции не забывают: использование удмуртского национального орнамента в современной одежде ясно это демонстрирует. Трехцветные этнические узоры присутствуют на рубашках, платьях, поясах.
Похожие публикации
Особенности спецодежды для Севера
Как летняя, так и зимняя спецодежда для Севера предназначена для использования во всех сферах трудовой деятельности. Работники промышленных предприятий, медицинских учреждений, аграрной промышленности и представители многих других видов профессиональной деятельности должны иметь качественную, надежную спецодежду. Эта спецодежда позволит им выполнять свои профессиональные обязанности с большей эффективностью и производительностью.
Зимняя спецодежда, как и любая другая предназначается для защиты от пониженных температур и атмосферных осадков. Зима в России с ее природными условиями длится достаточно долго, в нашей стране есть районы, где мороз диктует свои условия большую часть времени года. Но в этот период не все замерзает и останавливается, превращаясь в снег и лед. Работы ведутся ежедневно и круглосуточно, потому для успешного выполнения работ необходима комфортная утепленная одежда для соответствующих условий.
Спецодежда, кроме своей прямой функциональной обязанности – защита работника, выполняет, и позиционирование предприятия на которой трудится этот человек, тем самым подчеркивая имидж фирмы.
Работа на Севере отличается от работы в других регионах страны, поэтому спецодежда для Севера также должна соответствовать высоким требованиям, так как от нее напрямую зависит не только производительность, эффективность труда, но и часто – здоровье человека. В соответствии с нормами, защитные свойства зимней спецодежды должны обеспечивать пребывание работника на холоде в течение двух часов, при этом без ухудшения высокой работоспособности и хорошего самочувствия человека.
Таким образом, спецодежда для Севера, особенно для зимнего периода, должна производиться из качественных материалов, прошедших тестирование. Ткани в обязательном порядке должны иметь высокие показатели по истираемости и разрывным нагрузкам. Фурнитура должна отличаться надежностью, морозостойкостью (применение в зимнее время). Всеми этими характеристиками обладают современные теплоемкие материалы, которые прекрасно защищают от сильного ветра, обильных осадков, низких температур, а также и многих других неблагоприятных воздействий Севера.
Изготавливаемая одежда надежно защищает человека от переохлаждения, но, не вызывает перегрева, это не менее важно. Удобные и легкие модели зимней одежды не стесняют движений, не препятствуют свободному движению при выполнении различных работ
Русский сарафан
После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.
Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.
История русского костюма
За время своего существования наряд славян практически не менялся. Понятие о моде было не столь нестабильно, как в наши дни, поэтому один фасон могли носить на протяжении многих лет. Популярность национального одеяния снизилась в начале восемнадцатого столетия.
В это время ношение русского костюма было под запретом в соответствии с указом Петра I. Венценосная особа хотела сделать страну более современной и избавиться от пережитков прошлого. На смену национальному наряду пришли вещи в венгерском стиле, позже в моду вошла одежда из Германии и Франции.
Чтобы жители не игнорировали нововведение, император ввел пошлину на ношение в городских поселениях традиционных одеяний. В девятнадцатом столетии во времена Великой Отечественной войны спрос на русский костюм вернулся из-за возросшего патриотизма.
Женская рубаха
Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.
Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.
Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию. |
Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».
Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.
Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.
Особенности русского народного костюма
В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.
Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.
Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.
Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.
Аксессуары
Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее.
Основную массу декоративных украшений составляли:
- русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;
- ожерелья из раковин или бусин;
- ожерелье из серебра или монет (монисто);
- украшенные орнаментом металлические браслеты;
- бисерные цепочки.
Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста).
Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).
Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком.
Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла.
Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений.
Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить.
Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:
- геометрические формы (использовались для оберегов);
- изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);
- изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).
Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.