Шелкография на футболках и другой одежде
Содержание:
- 5Промыть трафарет
- Прямая печать на текстиле
- Трафаретная печать на флаконах и бутылках
- Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать
- Сетка для шелкографии
- Область применения
- Завершающий этап
- Виды покрытий, наносимых шелкографией
- Как подготовить фотоизображение или изображение с полутонами:
- Понятия, используемые шелкографами
- Прямой способ изготовления печатных форм
- Шелкография — оборудование для производства
- Суть технологии
5Промыть трафарет
Засвеченный трафарет промыть под холодным душем с максимально сильным напором. На тех местах, где выступал черный рисунок, эмульсия не засветилась, и там она будет отмываться. Промывать нужно до тех пор, пока рисунок на сетке полностью не проступит. После того как трафарет готов, можно поставить его сушиться. |
6Нанести рисунок на футболку
Положить рамку внешней стороной на футболку и прижать как можно плотнее. На внутреннюю сторону рамки нанести краску и резкими движениями провести ее через область рисунка
Затем аккуратно поднять трафарет и выложить футболку для просушки.
Внимание: наносить рисунок лучше специальным ракелем, но можно использовать и любую плоскую пластинку.
В идеале лучше подождать несколько часов, чтобы эмульсия хорошо закрепилась. Из-за нехватки времени мы начали печать примерно через полчаса после промывки. Краску нужно наносить соразмерно рисунку, в своем первом опыте мы положили ее слишком много. В итоге принт вышел жирным и краска частично расползлась. |
Фотографии: Иван Брановец
Прямая печать на текстиле
Здесь картинка наносится на ткань благодаря специальному принтеру, работающему с текстилем. При этом промежуточные носители не используются. Использовать такой метод можно на любых натуральных светлых тканях. При этом заказчик получает высокую детализацию, фотографическое качество, а в отличие от предыдущего способа здесь доступны градиенты цветов.
Прямая печать
Подходит для тех, кому нужна печать фотографического качества на натуральной ткани.
Технология получения изображения на ткани без применения трафаретов очень популярна. Процесс нанесения оттиска очень напоминает использование обыкновенного принтера для бумаги: внутри специального агрегата помещается ткань. Под прессом на нее наносится краска без промежуточных процедур и трафаретов. Плюсов у такого способа несколько:
- Большое разнообразие цветов. Современные цифровые принтеры для нанесения краски на ткани ровно, плавно и глубоко передают оттенки на поверхности. Они поддерживают большое разрешение, поэтому конечный результат будет лишен зернистости, шума и других портящих качество картинки недостатков.
- С помощью цифровой прямой печати легко наносить на ткань фотографии любого размера. Технология позволяет хорошо передавать насыщенность и малейшие переходы цвета и контрастов.
- Можно наносить изображение на несколько изделий одновременно. Это значительно экономит время — особенно при печати больших партий. Принтеры поддерживают несколько потоков одновременно. Прямая печать на футболках особенно выгодна оптом — результат можно получить быстро и при этом сэкономить средства.
- Низкая себестоимость при нанесении краски на одно или несколько изделий. Прямая печать на футболках имеет доступную цену, и с легкость подойдет для изготовления небольшого тиража.
Трафаретная печать на флаконах и бутылках
Широко используется в промышленности производящей косметику и бытовую химию, а также в пищевой и ликероводочной промышленности.
Другие виды шелкографской печати
Охватывают все те области применения шелкографии, трафаретной печати, которые не вошли в перечисленные выше группы:
- сублимация синтетической ткани при изготовлении формы, флагов, платков
- декорирование парусов, парашютов и т.д.
- изготовление билетов лотереи со стираемым слоем
- нанесение защитных слоев стираемой краски
Многообразие запечатываемых материалов с различными физико-химическими свойствами поверхности обусловило большой ассортимент красок для трафаретной печати. Существует пенящиеся краски, флуоресцентные, светящиеся в полной темноте, краски со специальными отражающими свойствами, термочувствительные, металлосодержащие и другие. Например, для ткани идеально подходят пластизольные краски, после высыхания они становятся на ощупь как тонкий слой резины. При желании изображение можно сделать выпуклым, используя специальные добавки, а при последующей термообработке краска поднимается как тесто, создавая эффект объемного изображения.
Для шелкографии практически нет ограничений не только в использовании материалов для печати, но и по габаритам запечатки. Существует широкоформатная шелкография, где размеры изображения измеряются метрами. Применяется также этот способ для печати на крупногабаритных изделиях, например на фюзеляжах самолетов и других транспортных средств. В области малых размеров отпечаток может иметь элементы рисунка 0,2 мм и менее, например, узор печатных плат для микроэлектронных устройств.
Трафаретная печать имеет другие специфические применения. Например, нанесение клея через специальный трафарет, изготовленный с помощью лазера, на контактные площадки печатных плат с целью последующего крепления радиоэлементов, печать электропроводящими и люминофорными пастами с целью получения светящихся панелей для технического применения и рекламы и др.
Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы, которые удерживают и соединяют между собой радиодетали посредством узких медных дорожек. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги, наклеенной на тонкую пластмассовую пластинку. Рисунок будущих электрических цепей наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра достаточно кисточки, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины можно нанести только трафаретной печатью. А после травления дополнительно напечатать все маркировки радиодеталей согласно их будущему расположению по схеме, что намного упрощает сборку.
Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать
Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.
На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках
Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.
На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках
По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.
На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати
После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).
Сетка для шелкографии
Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно — от ее основы (сетки). Она бывает:
- Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 — одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
- Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.
Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.
Белые и желтые сетки для шелкографии
Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке
К примеру, маркировка на сетке «№120—34» означает, что размер линиатуры — 120 линий на сантиметр, а 34 — это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.
Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD — от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.
Это интересно: Как изготавливается шелковое волокно: описание, свойства, виды
Область применения
Печатная технология применяется для обработки и декорирования:
- витрин и стеклянных, зеркальных фасадов;
- стеклянных приборов — при создании маркировки, измерительных шкал, циферблатов;
- посуды и барных принадлежностей (бокалов, рюмок);
- стеклянной упаковки косметической, химической и пищевой продукции;
- мебели — полок, зеркальных вставок, витражей, декоративных панелей;
- сувенирной и корпоративной продукции — тарелок, чашек, пепельниц и так далее.
Отдельное популярное направление — шелкографическое декорирование автомобилей. На внутреннюю сторону стекла наносят цветные или монохромные изображения. Для тюнинга используют специальные ткани, трафареты, полимерные и УФ-краски. Технологию применяют и в производстве — для предупреждающих надписей, окантовки.
Смотрите на видео, как делают шелкотрафарет по стеклу:
Завершающий этап
Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.
Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.
Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.
Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.
Виды покрытий, наносимых шелкографией
Шелкография, пожалуй, самый универсальный вид печати в плане запечатываемых материалов: помимо привычных бумаги и картона можно использовать разнообразный пластик и пленки (в то время как для офсетной печати пригодны лишь некоторые, специально созданные для этой цели, полимерные материалы). Соответственно, существует довольно широкий ассортимент покрытий, которые можно наносить шелкографией.
Цветные краски. Шелкография позволяет наносить на запечатываемый материал красочные слои различной толщины, которая зависит от структуры сетки, используемой в качестве формы. В офсете толщину красочного слоя также можно регулировать, но в небольших пределах. Поскольку толщина слоя в шелкографии во много раз больше, чем в офсете, интенсивность краски на оттиске будет существенно выше. Более того, как правило, в трафаретной печати используются кроющие краски, а значит, легко можно, к примеру, печатать желтой краской на синей бумаге. Причем желтый останется желтым, а не превратится в едва заметный зеленый, как это было бы в офсетной печати.
Кроющие белила. Очень интересные графические эффекты получаются при использовании кроющей белой краски и шелкографского метода нанесения. Можно, например, положить ее на темную основу (тонированную бумагу, серый картон и т. д.), а поверх нее отпечатать изображение на обычной офсетной печатной машине — естественно, после того, как шелкографская краска высохнет. Кроющие белила бывают и для офсетной печати, но такого качества покрытия получить все же не удается, из-за того, что слой краски в офсете тоньше в 5-7 раз.
Не менее интересен результат печати кроющими белилами на прозрачном пластике. Например, если на пластике напечатать офсетом полутоновое изображение, а сверху нанести трафаретом белую кроющую краску, то получится яркое насыщенное изображение, которое смотрится через слой пластика. Таким образом можно изготовить, например, прозрачные этикетки или рекламно-информационные материалы для оформления точек продаж (POS-материалы).
Золото, серебро, металлизированные краски. В принципе, и золото, и серебро можно наносить обычным офсетным способом. Однако, как уже говорилось, благодаря большей толщине красочного слоя в трафаретной печати, металлический эффект существено выше. Более того, замечено, что металлизированные краски, нанесенные офсетом, высыхают дольше. Поэтому, если важна оперативность, то металлизация с использованием трафарета может оказаться хорошим решением.
Флуоресцентные краски. Видов таких красок довольно много, но только с использованием трафаретной печати можно получить действительно яркое, насыщенное, флуоресцирующее изображение — опять же в силу большей толщины красочного слоя.
Следует иметь в виду, что все вышесказанное применимо для разнообразных запечатываемых материалов, среди которых как вполне обычные, так и довольно экзотические: стекло, металл, кожа, дерево, различный пластик и т. д., для каждого из которых существуют свои специальные рецептуры красок. А значит, число вариантов этих самых типов красок поистине огромно.
Как подготовить фотоизображение или изображение с полутонами:
исходное изображение (фото, тоновый рисунок)
Открываем изображение в Adobe Photoshop:
Меняем цветовую модель на Grayscale (Image — Mode — Grayscale)
Затем аналогично меняем цветовую модель на Bitmap, поскольку для цветных изображений эта операция не активна (Image — Mode — Bitmap)
В диалоговом окне указываем разрешение для будущего изображения (300 или 150 dpi) и выбираем Halftone Screen
В настройках указываем частоту, угол и форму для “пикселизации” — здесь можно “поиграться” с цифрами чтобы добиться желаемого эффекта
Результат
В процессе “пикселизации” стоит избегать слишком мелких деталей и точек, так как они могут не пропечататься. Оптимальные размеры мелких деталей должны быть “заметны” на глаз.
Подготовленное цифровое изображение можно распечатать самостоятельно на любом, даже домашнем, принтере на специализированной прозрачной пленке (например, такой).
Если такой возможности нет, мы распечатаем изображения у нас в студии. Для этого нужно прислать нам заранее файл в формате JPEG, PDF или TIFF.
Финальная распечатанная пленка или подготовленный файл должен быть размером А4 (ширина 210 мм, высота 297 мм, разрешение 300 dpi).
Понятия, используемые шелкографами
Из описания технологии, которое размещено выше, можно подумать, что главное в шелкографии – это прохождение краски через ткань. Однако если бы это было так, то шелкографией бы считали прохождение чая через ситечко или фильтрование муки. Так что уникальность процесса в другом – принцип, по которому краска выдаваливается через ситовую ткань, основывается на основном правиле – краска может проходить через отверстие ячейки только тогда, когда происходит тиксотропный эффект при подходящем ракеле при правильном надавливании.
Следовательно, только при факторе изменчивости вязкости мы производим шелкографическую продукцию. При прохождении через трафаретную форму иных материалов, которые не относятся к шелкографическим, сразу забиваются ячейки и окрашивание не происходит.
Что понимается под выражением «тиксотропный эффект»? Тискотропия – это способность жидкости изменять свою вязкость при нагревании или перемешивании и возвращаться к первоначальному состоянию, когда температура падает или перемешивание завершается. То есть тиксотропия в шелкографии – это вынужденное изменение шелкографической краски, позволяющее ей проходить правильным образом с через ткань в печатном клише и точно воспроизводить нужное печатаемое изображение.
В шелкографическом процессе многое значит температура. Именно с ее помощью специалисты контролируют проход через ячейки ткани трафаретной формы. Также вязкость помогает не склеивать подложку с трафаретной формой, и они хорошо отделяются одна от другой.Если же процесс некорректен, то подложку очень сложно отделить, она остается в приклеенном состоянии. Однако специалисты компании «MoscowBrand» — профессионалы своего дела, так что «эффект заликания» с ними не происходят.
При этом надо отметить, что такой эффект залипания происходит довольно часто, так как он может возникнуть от разных факторов. Например, краска может быть очень вязкая и разбавлена некорректным образом. Изображение может быть расплывчатым, и краска может выйти за края желатина, так краска склеивает трафаретную форму. Также эффект залипания может возникнуть если краска слишком холодна, а также потому, что скорость печатания не подходит, не подходит разбавитель краски или подложка плохо скреплена, плохо натянута ситовая ткань, ракель слишком закругленный и прочие ошибки.
Прямой способ изготовления печатных форм
Копировальный раствор наносят на сетку-основу, предварительно натянутую на формную раму, высушивают, экспонируют изображение с диапозитива, при этом происходит задубливание пробельных участков, а далее водой вымывают печатающие элементы изображения. Копировальные растворы представляют собой коллоидные растворы различных полимеров, а порой это тонкие дисперсии твердых веществ в жидкости. Физические и химические свойства копировальных растворов, способы их нанесения и последующей обработки оказывают существенное влияние на технологические возможности и качество трафаретных печатных форм.
После нанесения и высушивания копировального раствора на сетке образуется копировальный слой, обладающий следующими свойствами: светочувствительность, способность к задубливанию, растворимость, толщина.
Максимальную светочувствительность копировального слоя получить нельзя, пока копировальный слой не будет абсолютно сухим. Копировальные слои гигроскопичны, они способны поглощать влагу из окружающего воздуха. Поэтому в помещении, где изготавливают печатную форму, необходимо поддерживать постоянные климатические условия, и после нахождения в сушильном шкафу копировальный слой должен быть подвергнут выдерживанию в течение некоторого времени в помещении цеха.
Способность копировального слоя к задубливанию зависят от состава копировального слоя и времени экспонирования. Следует учесть, что качество трафаретных печатных форм зависит от степени задубливания.
Способность копировальных слоев к восприятию влаги и их растворимость зависят от степени задубливания, полученной во время экспонирования. Основной причиной набухания копировального слоя при обработке копии является недостаточная экспозиция. Под влиянием влаги недостаточно задубленный копировальный слой увеличивает объем. Поэтому для получения хорошего качества и устойчивости трафаретных форм копировальный слой должен быть задублен на всю толщину.
Способность неэкспонированных и незадубленных участков копировального слоя растворяться зависит от его структуры (размера частиц), толщины и влияния отраженных и рассеянных лучей во время экспонирования.
Толщина копировального слоя зависит от трех факторов: толщины сетки, вязкости копировального раствора и метода его нанесения. Толщина копировального слоя оказывает большое влияние на способность воспроизведения деталей изображения. Естественно, чем толще копировальный слой, тем длительнее должно быть время экспонирования.
Время вымывания печатающих элементов тонкого копировального слоя меньше. Однако, при нанесении тонкого слоя копировальный раствор при высыхании остается только в ячейках трафаретной сетки. Полые пространства между нитями не обеспечивают полного контакта формы с запечатываемой поверхностью. В эти пространства попадает печатная краска и сильно искажает край контура изображения.
Толстый копировальный слой обеспечивает более полный контакт трафаретной формы с запечатываемой поверхностью, что, в конечном счете, меньше искажает края контуров изображений при печатании. В отличие от тонкого копировального слоя, толстый копировальный слой дает лучшее формирование края печатающего элемента и позволяет получить на оттиске даже рельефные изображения.
Факторами, которые определяют время экспозиции, необходимое для полного задубливания копировального слоя, являются: светочувствительность и спектральная чувствительность копировального слоя, его толщина, спектральный состав излучения источника света, мощность источника света, расстояние от источника света до стекла копировальной рамы, характер диапозитива (фотоформы).
Шелкография — оборудование для производства
Развитие технологий продолжается и в области печати. Для проффесиональной печати шелкографией используется специальный принтер, изображён на фото. Сейчас процесс шелкографии проработан на столько скрупулезно, что им могут заняться даже неподготовленные люди. Для самостоятельной печати потребуются персональный компьютер, принтер, фотоаппарат, специальная краска, пленка для нанесения рисунка.
Шелкография в домашних условиях — возможно ли?
Сам процесс шелкографии можно разделить на два этапа: подготовка изображения и нанесение его на объект. Первым делом нужно нарисовать или распечатать через персональный компьютер нужные изображения. После этого полученный эскиз наклеивается на трафаретную пленку. После чего подготовленная заготовка помещается под специальную ультрафиолетовую лампу. Если специальной лампы нет, достаточно просто подержать под солнечными лучами. После этого необходимо вымочить эскиз и удалить лишнее при помощи обычной кисточки. Изделие сушится также под лампой или прямыми солнечными лучами. Затем рисунок прикладывается к носителю и покрывается краской.
В принципе, для самостоятельного выполнения шелкографии, процесс достаточно простой. Если же ставится цель в заработке на данном типе печати, то здесь уже будет необходимо приобрести специализированное и более дорогое оборудование.
Трафаретная печать или шелкография в домашних условиях — это способ нанесения рисунка на разные поверхности методом продавливания краски через специальную сетку. Технология предусматривает перенос изображений на ткани, канцтовары, посуду, полиэтиленовые пакеты и пр. Никаких сверхсложных манипуляций и дорого оборудования не нужно.
Делать шелкографию дома выгодно, потому что это:
- ручная работа (всегда актуальная и ценная);
- нет ограничений в видах изображений;
- яркость и красочность рисунка;
- широкий выбор материалов — бумага, пластик, ткань;
- низкая себестоимость;
- простота технологии;
- компактность — не нужны отдельное помещение и громоздкое оборудование.
Приспособления для шелкографии занимают минимум места
Суть технологии
Оборудование для осуществления шелкографии выбирают в зависимости от партии футболок, на которые нужно нанести изображение. Так небольшое количество обрабатывается на шелкотрафаретных ручных машинах. При крупном тираже используют полуавтоматический карусельный станок. Он намного увеличивает производительность. А также снижает уровень затрат. Ведь с его помощью одновременно печатают картинки на нескольких футболках.
Карусельный станок Ромашка
Краситель непосредственно попадает на ткань, что отличает способ того, где применяют термотрансфер. После нанесения рисунка делается стойкое закрепление. Краски закрепляют с помощью тоннельной сушки.
Процесс выполнения шелкографии
Трафаретная печать, производимая на ткани, имеет следующие особенности.
- Изображение передается с высокой точностью.
- Принты насыщенные, отличаются колоритом.
- Сложность рисунка не влияет на получение результата. Это могут быть и декор, и надписи.
- Автоматизированный процесс выполняет изготовление больших по объему партий, что довольно дешево обходится.
Говоря о возможности метода, надо отметить универсальность технологии. Особенных требований к материалу не предъявляется. Печать производится на хлопковой ткани или смешанной, которые одинаково хорошо поддаются окраске. Картинка наносится на любую часть готовой футболки, толстовки, майки. А также изображение можно делать до раскроя полотна, использовать платок и так далее. Рисунок получается яркий и рельефный, его срок службы сравним с самой материей.
Вам это будет интересно Все о тинсулейте: свойства и характеристики утеплителя
Получается рельефное изображение.
Шелкография на ткани применяется в следующих областях.
- Изготовление формы для спортивных команд.
- Униформа сотрудников фирм.
- Корпоративная одежда для акций и мероприятий.
- Футболки для соревнований и выставок.
- Памятные подарки клиентам, партнерам.
Шелкография — это изготовление исключительных и уникальных вещей. Они могут заинтересовать аудиторию, клиентуру любой компании. А также повысить имидж.
Применение шелкографии — изготовление униформы
В процессе выделяют следующие стадии.
Макет для печати создают или берут в готовом виде. На предприятие, выполняющее шелкографию, его может принести клиент. Либо над элементами рисунка работают дизайнеры.
Внимание! Чтобы изображение перенеслось на ткань лучше, берут картинки в векторном формате. Там отсутствуют пиксели, что не создает эффекта растрирования при увеличении
Файл в векторном формате берут в виде позитива или превращают в негатив, что зависит от применяемой техники. Макет разбивается по цветам, которых в шелкографии применяют до шести.
Ручной перенос рисунка
Создается сетчатый трафарет, необходимый для печати.
- Берут подготовленный для каждого цвета макет, изготавливают пленку. Нужно перенести картинку с него на специальное сито. Оно может быть с различной плотностью нитей и размером отверстий.
- Пленку переводят на сетчатую ткань. Для этого применяют чувствительную к свету эмульсию. Ею покрывают ткань трафарета.
- Макет и ткань с нанесенной эмульсией переносится в установку для экспонирования, где вещество засвечивается. Там, где краска пройдет через ткань, эмульсия разрушится. А в других зонах затвердеет, в результате чего окрашивающее вещество не просочится.
- Готовое сито плотно располагают на раме станка для натяжения. Оно приклеивается быстро высыхающим клеем. Ткань не должна пружинить, в противном случае пострадает качество печати.
- Для каждого цвета сетчатый трафарет изготавливается одинаковым образом.
Производство шелкографии на следующем этапе состоит в закреплении всех сеток на карусельном станке. Их выравнивают. Ведь краска должна попасть на ткань в нужном месте. Футболку располагают на рабочем столе, а трафарет наклоняют к ней, устанавливая параллельным образом. Используя приспособление, краску протягивают вдоль сита, оказывая некоторое давление. Там, где эмульсия уже не мешает, краска через отверстия попадет на изделие. После этого приступают к нанесению другого цвета. Карусель станка попросту прокручивают по трафарету с нужной картинкой.
Вам это будет интересно Чем примечателен шифон для создания блузок: красивые фасоны из ткани
Шелкография — сувениры
Соблюдая порядок, проделывают все шаги и отправляют футболку сушиться в специальную туннельную камеру, где происходит закрепление краски.