Что носили мужчины в средневековье?

Высокое Средневековье[править]

Сцена из Библии Мациевского, середина XIII в.

Куртуазная сцена из Манесского кодекса, начало XIV в.

С XI по середину-конец XIV века. Европейцы в массе своей приняли христианство, создали более-менее устойчивый феодализм и сходили в крестовые походы, где насмотрелись на разные интересности, что не замедлило сказаться на моде.

Высокое средневековье продолжило романскую моду, но привнесло в костюм много интересного.

Мужской костюмправить

Эти элементы особо не изменились, разве что сорочка могла быть приталенной.

Верхнее платьеправить

Среди одежды продолжала бытовать котта, но теперь её, как и сорочку, часто делали приталенной.
В XII веке появилось блио — свободное платье с широкими рукавами. У знатных особ рукава могли волочиться по земле.
В ходе крестовых походов выяснилось, что под жарким арабским солнцем кольчуги имеют свойство выгорать. Для защиты доспехов (которые, на минуточку, стоили как стадо скота) стали применять сюрко (от фр. sur coat — «на котте») — накидку без рукавов, или с короткими рукавами, по крою аналогичную котте. Из снаряжения рыцаря сюрко перекочевало и в гражданский костюм, приятно расцветив его. Сюрко часто использовалось в качестве гербовой одежды. А вот у нас, из-за слабого развития феодализма и отсутствия необходимости защищать доспехи от солнца, сюрко не прижилось.

Другой верхней одеждой, выглядящей как сюрко, были гардкорп — кафтан с длинными, широкими и откидными рукавами, и нередко капюшоном, и гарнаш — широкая накидка, по крою аналогичная котте или гардкорпу, и с короткими широкими рукавами и капюшоном.

На ногах продолжали носить шоссы, штаны сохранялись только в разных медвежьих углах. Плащи тоже никуда не делись.

Головной уборправить

В это время появился (или стал известным) чепец. Чепчик носился под основным головным убором, собирал на себя пот и грязь с головы, предохранял от жары, особенно если его смочить водой.

Популярной стала шерстяная шапка-таблетка. Продолжал использоваться шаперон, кроме того, распространились различные валяные шапки и шляпы — круглые, треугольные тирольки (известные как «шапка Робин Гуда»), широкополые «пилигримки», отдалённо напоминавшие поморские «зюйдвестки»… Шапки часто украшались перьями.

В Восточной Европе продолжали носить шапки с меховой опушкой.

Ботинки из Лондона.

Усложнилась и обувка. Ботинки стали шиться из нескольких деталей и стремиться к остроконечности, на них появились пряжки, ремешки и прочие радости.

Обувь из Новгорода.

Полезным изобретением стали патены — эдакие деревянные сандалии, надевавшиеся на обувь и служившие для защиты от непогоды. Они могли носиться и как домашняя обувь, поскольку даже жилые помещения с каменными полами плохо отапливались.

  • Население обзаводится ткаными перчатками.
  • В XIII веке появились очки.
  • Пропали различные подвесные украшения.

Верхнее платьеправить

Изменения в костюме были того же рода, что и в мужском. Приталилось платье, появились сюрко и блио (в женском, естественно, варианте). Блио могло подсаживаться по фигуре с помощью шнуровки на боках. Сегодня в блио очень любят рядить эльфов. А ещё оно невероятно популярно у женской половины ролевичья.

Головной уборправить

На даме справа — филлет и барбетт

Помимо платка и чепца, в распоряжении женщин появились филлет и барбетт — ленты, обхватывающая голову подобно венцу и под подбородком соответственно. Филлет и барбетт нередко комбинировались друг с другом, с покрывалом (в Англии называвшимся вимпл (wimple) или вейл (veil), а во Франции — кувр-шеф (couvre-chef)) или с шапкой-таблеткой.

Также женщины начали носить шапероны.

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

Основные тенденции:

  • Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  • Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  • Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  • Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  • В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  • Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  • Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  • Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Это интересно: Ламе ткань: характеристики, особенности, советы по ухожу

Костюм рыцаря

Доблестные рыцари обязательно облачались в кольчуги и носили доспехи. Как правило, все снаряжение рыцарей изготавливалось на заказ, и на создание одного костюма уходило немало времени и сил десятков ремесленников.

Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.

Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.

Основное предназначение костюма рыцаря — защита. Одежда смягчала удары острыми предметами, благодаря чему рыцари возвращались с поля боя живыми и невредимыми. Постепенно защитные свойства одеяния усиливались: добавились нагрудники, наплечники, которые крепились на кожаное основание.

Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Отличия для бедных и богатых

По покрою и фасону одежды не существовало классовых различий. Покрой во времена Средневековья был самым простым, куски ткани могли соединять шнуровкой, использовать накладные элементы костюма. Отличия касались исключительно дороговизны ткани, качества отделки и вышивки. Даже разбогатевший крестьянин не мог пойти против устава, чтобы носить одежду из ткани не для своего сословия. Бархат, парча и меха относились к привилегии высших слоев общества.

В Средневековье разработали законы против роскоши, разделяющие виды одежды по рангам. Все излишества считались грехом, поэтому приравнивалось к преступлению облачение в дорогие наряды. Даже цвет одежды крестьянам приписывался серый или коричневый, но богачи носили костюмы всех цветов радуги. Черный тон во времена Средневековья свидетельствовал о горе, белый – означал веру, а синий – чувствительность.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.

Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Мода Средневековья: готический период

В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:

  • преувеличенно длинные рукава;
  • неудобные, мешающие любым действиям одежды;
  • туфли с длинными носами;
  • головные уборы различных причудливых форм.

Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.

Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.

Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Разновидности платьев готического периода

В готический период были популярны 2 вида платьев:

  • киртл;
  • роб.

Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.

Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.

Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Базовые элементы древнерусского костюма[править]

Базовым элементом является рубаха, она обладает туникообразным покроем, имеет круглый, квадратный или трапециевидный вырез; её цвет и материал может быть любым и зависит только от достатка носителя. В костюме используются две рубахи — нижняя, чаще всего изготовляемая из неокрашенной ткани (но, судя по всему, могли быть и крашеные), и верхняя («вершница»). Верхняя рубаха красится в яркие цвета и обязательно украшена вышивкой на воротнике, рукавах и на подоле — ведь это и красиво, и защита от тёмных сил. Мужская рубаха отличается от женской только длиной и меньшим количеством вышивки, но и мужская, и женская рубахи должны быть подпоясаны, иначе неприлично. Как и в случае с кимоно, пояс завязывался только двумя узлами, а с одним — только на покойниках. На подоле иногда делался разрез для удобства шага. Воротник застёгивался на одну пуговицу, а позднее — на застёжки-разговоры, как на кафтанах. Изначально у мужских рубах воротник был прямой, однако примерно в XI веке под византийским влиянием появляются рубахи с воротником, скошенным в сторону. Большая часть воротников имели разрез слева, и очень редка — справа (например, у далматики XII века, хранящейся в одном из венских музеев также присутствует стоячий ворот, скошенный в сторону). Такие рубахи называются косоворотками и примерно с XV века начинают вытеснять рубахи с прямым воротом и окончательно вытесняют их ориентировочно в XIX-м веке. Воротник-стойка, застёгивающийся на пару-тройку пуговиц, изначально присутствовал лишь на верхних рубахах богачей, но в XIX веке у рубахи-косоворотки появляется он же, застёгивающийся на ряд пуговиц и распространившийся среди всех слоёв населения. Рубахи-косоворотки без стоячего ворота, которые называют голошейками, вышли из употребления в конце XIX-го века.

Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного цвета — коричневого или синего. Чтобы штаны не спадали, их связывают верёвочкой-гашником, однако самые архаичные варианты у славян гашника не имели и оборачивались вокруг бедер. Если мужчина надевает обувь или наматывает на ноге онучи, то штаны заправляются в них. Как и в случае с рубахой, в штаны для удобства зашивается ластовица, но, ясное дело, между штанин. Разреза на штанах нет. Мальчики до восьми-десяти лет штаны не носили. Есть, правда, мнение, что древние русичи, как и в Западной Европе, носили чулки-шоссы, и если с штанами под обувь носили обмотки-онучи, то в случае с шоссами обувь надевалась прямо на них, как и на Западе.

Мужская мода и церковь в Средние века

Церковь усмотрела в этой обуви угрозу благопристойности, в ней было неудобно вставать на колени во время молитвы. За это пулены были прокляты Ватиканом. А Черную чуму, опустошавшую средневековую Европу, церковники объявили наказанием за ношение длинноносых «когтей Сатаны».

Фото 7

В XII — XIV веках многочисленные рыцарские турниры ввели в моду новый средневековый костюм, получивший название «гербовый». Рыцарь носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары указывали на принятый обет или обязательство.

Фото 8 немецкий рыцарь и ландскнехт

Цвет одежды — не просто цвет

Костюм высшего сословия шили из тканей ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья — из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти.

Каждому цвету придавали определенное значение:

  • белый цвет символизировал чистоту, веру;
  • черный — скорбь, верность;
  • голубой — нежность и т.д.

Всю одежду красного цвета — цвета крови, начиная со Средневековья, носили только палачи.

Фото 9

Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пестрые и, как поле герба, состояли из двух — четырех цветов.

Из «гербовой одежды» вассалов произошли ливреи слуг дворянства.

Фото 10

Одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины, называлась мипарти. Правая и левая сторона были разных цветов. Обувь соответствовала цвету штанов и верхних одежд. Мипарти носила молодежь и пажи.

Фото 11

Принадлежностью костюма знати обычно были перчатки. Перчатку надевали только на левую кисть, а вторую держали в руке. Обе перчатки надевались во время охоты. При входе в церковь и во время танцев их снимали и прятали за пояс.

Фото 12

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Примечания[править]

  1. Строго говоря, называть сапоги указанного времени ботфортами несколько неправильно.
  2. Есть мнение, что в некоторых случаях даже не труселя, а набедренная повязка наподобие индийского дхоти — хитро завернутое полотнище, образующее подобие штанов.
  3. Аутентичное название сего девайса не знает никто.
  4. Готический — потому что не романский, т. е. «варварский».
  5. В современном английском слово обозначает женское платье (парадное, «dress» обозначает более-менее повседневное) или мантию. Помимо этого, от него образованы слова «dressing/bathing gown» (халат) и «nightgown» (женская ночная рубашка)
  6. На XV—XVI века пришёлся расцвет этого предмета одежды (и доспехов, кстати, тоже): их делали самых разных форм и размеров, неизменным оставалось лишь назначение — подчёркивать социальный статус владельца через фаллометрию
  7. Так французы называли государства крестоносцев на Ближнем Востоке

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Характерные особенности

Одежда, которая использовалась в период Средневековья, создавалась строго по канонам церкви. Богатство и роскошь при этом отрицались. Облик обязательно указывал на тленность жизни. Наряды выполнялись в приглушенной палитре и прикрывали тело полностью.

Среди основных тенденций средневековья при этом можно выделить следующие:

  • многослойность. Девушки носили сразу несколько предметов гардероба. Наряд состоял из нижней рубахи, нижнего платья, поверх которого надевалось верхнее. Подол при этом у всей одежды был длинным. Рукава отличались зауженным кроем;
  • декор. Украшения могли использоваться весьма разнообразные. Чтобы замаскировать швы, применялся мех, кружево, вышивка и кисточки. Такие декорирующие элементы уместны были на рукавах, в области горловины и подола. Скреплялись при этом предметы гардероба с помощью завязок, пуговиц и шнуровок;
  • использование лоскутков. Платья в данном случае повторяли цвета герба. Благодаря этому по одежде можно было узнать, представительницей какого рода является девушка;
  • разделение с учетом статуса. Среди бедного населения востребованными были изделия в черных, коричневых и серых тонах. Богачи нередко сочетали контрастные оттенки, использовали синюю, желтую, зеленую и красную палитру;
  • восточные мотивы. В связи с крестовыми походами стали востребованы расцветка и крой, которые применялись на востоке;
  • бубенцы. Выступали украшением не только платьев, но и поясов, обуви, даже головных уборов. По этому издалека можно было услышать приближение средневековой модницы. Правда, спустя время бубенцы начали использоваться исключительно на костюмах скоморохов.

Белоснежные материи в эпоху Средневековья считались очень дешевыми. По этой причине их при пошиве предметов гардероба не использовались. Знатные аристократические особы выбирали красивые средневековые платья, сочетающие яркие ткани. Таким образом они подчеркивали собственную привлекательность. Дополнялся при этом лук с помощью головными уборами, которые расшивались в восточном стиле. Завершающим штрихом выступали обереги, сумочки и пояса.

Примечания[править]

  1. Имевшую такое название, как «срака» или «срачица» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…
  2. Помните выражение «распоясаться» в значении «вести себя некультурно»? Также пояс считался оберегом от нечисти, так что «распоясался» можно понимать как «бес вселился».
  3. Правда, такой фасон встречается лишь с XIV в.
  4. Что характерно, в это же самое время каблук появился и в Западной Европе, также под восточным влиянием.
  5. Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии III, отце Ивана Грозного, поскольку вторая жена, Елена Глинская, жаловалась, что борода колет. По другой версии, Василий сбрил бороду по настоянию Елены, поскольку на её родине — Великом княжестве Литовском бороду было не принято отращивать; и таким образом, Василий своим видом напоминал обычаи родины Глинской.
  6. Смотри описание Святослава Игоревича. Но скорее всего это просто подражание степной моде половцев и печенегов (а Любор Нидерле, отметивший наличие этого обычая у древних мораван, предполагает, что он мог быть заимствован вообще у древних мадьяр), так как именно у тюрков право на ношение усов без бороды имели только воины — этому придавалось столь большое значение, что усы обязательно изображались на личинах шлемов и каменных изваяниях. Даже Тамерлан вопреки любым реконструкциям и иллюстрациям при эксгумации обнаружил только усы без бороды. Даже позже только воинское сословие Османской империи особое право носить усы без бороды.
  7. Самым известным примером является деревянная скамья (называемой Рижской, так как по «сюжету» новгородцы продают свой товар именно там) в церкви Святого Николая в немецком Штральзунде
  8. Хотя аналогично брили голову и поляки того же времени, следовавшие «сарматской» моде.
  9. За одну из таких приняли крышку из-под сосуда, найденную в Новгороде.
  10. Хотя головные уборы с фасоном, аналогичным ушанке, существовали в автомобильных частях инженерных войск РИА во время Первой мировой войны (конкретно шапка образца 1911 года) и у белофиннов во время Гражданской войны в Финляндии. Тогда же, в гражданскую войну, колчаковцы носили шапки-нансеновки, практически идентичные современным ушанкам, и которые в качестве трофея, вероятно, могли доставаться и красным дальневосточным партизанам. Кроме того, бока и зад армейской папахи образца 1910 года не зашивались, а застёгивались с передом на пуговицу, так что их можно было опустить, и в таком виде папаха отдалённо напоминала современную ушанку.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector