Что носили женщины в средние века?

Обувь[править]

  • Лапти, обувь бедняков, особенно крестьян. Первое упоминание о них содержится в Повести временных лет за 985 год (причём сразу в контексте того, что лапти носят бедняки, дескать, стричь дань с побеждённых волжских булгаров, поголовно в сапогах, западло; так что «поидемъ искать лапотниковъ»), а изображаются впервые в миниатюрах XVI века. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
  • Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
  • Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
    • Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
    • Ноговицы — онучи для знати.
  • Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
  • Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
  • Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету Московской Руси, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
  • Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.

Рыцарский костюм как показатель статуса

Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.

В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.

Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.

Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Венчание

Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск»

. Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров.

Разновидности

Средневековое платье обладало прямым кроем. Уместны были распашные варианты нарядов. До одиннадцатого века при этом даже не отмечалось особых отличий в мужской и женской одежде. В зависимости же от периода, мода обладала рядом характерных особенностей:

  • с 12 по 14 век. Красивые средневековые платья обладали максимальной длиной и облегали силуэт. Лиф при этом был плотным. Расширение отмечалось с линии талии. С этой целью использовались клинья. Пояс в данном случае никаких функций не выполнял и выступал исключительно элементом декора;
  • вторая половина 14 – начало 15 века. Отмечается активное развитие искусства шитья и кроя. Появляется готическая одежда, которая по сей день обладает популярностью в кругу представителей субкультуры готов. Средневековое платье начинает украшаться с помощью различного декора. Кроме того, наблюдаются две характерные тенденции. В связи с христианскими канонами тело полностью закрывается. С целью же демонстрации его достоинств, фигура максимально утягивается;
  • со второй четверти 15 столетия. Акцент делается на величии и могущественности аристократии, которая навеивается франко-бургундской модой. Одежда шьется тесная, на ней присутствуют тянущиеся вниз фалды. В качестве дополнения при этом выступали объемные головные уборы.

Женские наряды средневековья призваны были подчеркнуть хрупкость модницы. С их помощью указывалось на благочестие девушки, смирение пред тяготами жизни.

В ранний период средневековья одеяние женщин состояло из пары туник. Нижняя при этом была в пол и оснащалась длинными рукавами. Верхняя туника использовалась более короткая. Рукава на ней были широкими. Декором выступала отделка по рукавам, горловине и подолу.

Популярностью среди девушек средневековья обладало блио. Это длинное платье, оснащенное шнуровкой в области боков и зауженными рукавами. Поверх такого наряда накидывался плащ. Подкладка на нем могла изготавливаться из меха и ткани. В более поздний период одежда становится еще более многослойной. До линии талии при этом силуэт продолжает облегать, но в нижней части расширяется. Помимо туник, женщины начинают использовать сюрко, плащ, котт и камиза.

В качестве нижней одежды в период средневековья выступали камиза и туника. Верхним платьем выступал котт. При выборе сюрко, создавался акцент под грудью. На юбке сзади создавался шлейф. Его длина могла достигать нескольких метров. Под одеждой в области живота фиксировалась подушечка, с помощью которой создавалась имитация беременности. Зона декольте прикрывалась вставками. Для их изготовления применялась прозрачная ткань или кружево.

Характерные особенности

Одежда, которая использовалась в период Средневековья, создавалась строго по канонам церкви. Богатство и роскошь при этом отрицались. Облик обязательно указывал на тленность жизни. Наряды выполнялись в приглушенной палитре и прикрывали тело полностью.

Среди основных тенденций средневековья при этом можно выделить следующие:

  • многослойность. Девушки носили сразу несколько предметов гардероба. Наряд состоял из нижней рубахи, нижнего платья, поверх которого надевалось верхнее. Подол при этом у всей одежды был длинным. Рукава отличались зауженным кроем;
  • декор. Украшения могли использоваться весьма разнообразные. Чтобы замаскировать швы, применялся мех, кружево, вышивка и кисточки. Такие декорирующие элементы уместны были на рукавах, в области горловины и подола. Скреплялись при этом предметы гардероба с помощью завязок, пуговиц и шнуровок;
  • использование лоскутков. Платья в данном случае повторяли цвета герба. Благодаря этому по одежде можно было узнать, представительницей какого рода является девушка;
  • разделение с учетом статуса. Среди бедного населения востребованными были изделия в черных, коричневых и серых тонах. Богачи нередко сочетали контрастные оттенки, использовали синюю, желтую, зеленую и красную палитру;
  • восточные мотивы. В связи с крестовыми походами стали востребованы расцветка и крой, которые применялись на востоке;
  • бубенцы. Выступали украшением не только платьев, но и поясов, обуви, даже головных уборов. По этому издалека можно было услышать приближение средневековой модницы. Правда, спустя время бубенцы начали использоваться исключительно на костюмах скоморохов.

Белоснежные материи в эпоху Средневековья считались очень дешевыми. По этой причине их при пошиве предметов гардероба не использовались. Знатные аристократические особы выбирали красивые средневековые платья, сочетающие яркие ткани. Таким образом они подчеркивали собственную привлекательность. Дополнялся при этом лук с помощью головными уборами, которые расшивались в восточном стиле. Завершающим штрихом выступали обереги, сумочки и пояса.

Изменения в женском костюме в романский период

В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.

Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.

Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время – мехом.

Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.

Притягательные образы Средневековья

Платье в средневековом стиле символизирует собой очень романтичный период, когда благородные рыцари еще не были плодом фантазии писателей, а миром правили великие короли и прекрасные королевы. Для такого наряда сейчас наверное нет более подходящего события, чем свадьба, а невеста на ней будет действительно как принцесса. Это вам не ширпотреб с кринолином по 3 рубля за пучок. Но в этом случае нужно обязательно позаботиться и о доспехах или наряде для жениха, чтобы все выглядело естественно, а не в виде женитьбы пары чудиков из разных времен.

Платье в средневековом стиле символизирует собой очень романтичный период, когда благородные рыцари еще не были плодом фантазии писателей, а миром правили великие короли и прекрасные королевы

Каким должно быть платье средневековой невесты? Это романтичный наряд с нежными воздушными кружевами, бретельками с орнаментом, сшитое из качественных шикарных тканей (не простой шифончик, а настоящая парча, лишь бы денег хватило)

Обратите внимание, что если вы хотите полностью соответствовать стилю прошлых веков, то не нужно выбирать именно белый цвет для платья, хотя тогда были и такие наряды, но крайне редко

В прошлом, когда честь и невинность девушки до свадьбы были еще достаточно важной добродетелью, ее символизировал синий цвет. А основная гамма платьев состояла из насыщенных цветов

Белый цвет платья невесты тогда был такой же популярный, как сейчас черный

А основная гамма платьев состояла из насыщенных цветов. Белый цвет платья невесты тогда был такой же популярный, как сейчас черный.

Тесьма, тиара и пояс обязательные элементы образа

Свадебное платье в средневековом стиле должно быть из дорогой тяжелой парчи, бархата, атласа или шелка. Конечно в летний сезон можно выбрать платье из шелка, чтобы было не так уж жарко, а в прохладное время года согреют бархатные и парчовые платья, украшенные оригинальной вышивкой и драгоценными камнями. В средние века свадебное платье со всеми аксессуарами и украшениями достигало около 20 кг в весе. Попробуйте примерить хотя бы 15-ти килограммовый наряд, если хотите приблизительно ощутить, как чувствовала себя средневековая невеста.

Еще одним интересным атрибутом средневекового стиля является плащ. Для большей правдоподобности вы можете дополнить свой образ плащом, подбитым натуральным мехом или с меховым воротником. Такое будет вполне актуально, если стилизованное бракосочетание запланировано провести за городом на открытом воздухе (можно и замок арендовать, если бюджет позволяет, но не устраивать же такую красочную церемонию в типовой коробке из бетона, железа и стекла) зимой или в ноябре-месяце, когда в одном платье уже прохладно, а надеть шубу из последней коллекции на свадебный наряд в средневековом стиле было бы не совсем уместно.

Примечания[править]

  1. Имевшую такое название, как «срака» или «срачица» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…
  2. Помните выражение «распоясаться» в значении «вести себя некультурно»? Также пояс считался оберегом от нечисти, так что «распоясался» можно понимать как «бес вселился».
  3. Правда, такой фасон встречается лишь с XIV в.
  4. Что характерно, в это же самое время каблук появился и в Западной Европе, также под восточным влиянием.
  5. Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии III, отце Ивана Грозного, поскольку вторая жена, Елена Глинская, жаловалась, что борода колет. По другой версии, Василий сбрил бороду по настоянию Елены, поскольку на её родине — Великом княжестве Литовском бороду было не принято отращивать; и таким образом, Василий своим видом напоминал обычаи родины Глинской.
  6. Смотри описание Святослава Игоревича. Но скорее всего это просто подражание степной моде половцев и печенегов (а Любор Нидерле, отметивший наличие этого обычая у древних мораван, предполагает, что он мог быть заимствован вообще у древних мадьяр), так как именно у тюрков право на ношение усов без бороды имели только воины — этому придавалось столь большое значение, что усы обязательно изображались на личинах шлемов и каменных изваяниях. Даже Тамерлан вопреки любым реконструкциям и иллюстрациям при эксгумации обнаружил только усы без бороды. Даже позже только воинское сословие Османской империи особое право носить усы без бороды.
  7. Самым известным примером является деревянная скамья (называемой Рижской, так как по «сюжету» новгородцы продают свой товар именно там) в церкви Святого Николая в немецком Штральзунде
  8. Хотя аналогично брили голову и поляки того же времени, следовавшие «сарматской» моде.
  9. За одну из таких приняли крышку из-под сосуда, найденную в Новгороде.
  10. Хотя головные уборы с фасоном, аналогичным ушанке, существовали в автомобильных частях инженерных войск РИА во время Первой мировой войны (конкретно шапка образца 1911 года) и у белофиннов во время Гражданской войны в Финляндии. Тогда же, в гражданскую войну, колчаковцы носили шапки-нансеновки, практически идентичные современным ушанкам, и которые в качестве трофея, вероятно, могли доставаться и красным дальневосточным партизанам. Кроме того, бока и зад армейской папахи образца 1910 года не зашивались, а застёгивались с передом на пуговицу, так что их можно было опустить, и в таком виде папаха отдалённо напоминала современную ушанку.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Где провести рыцарскую свадьбу?

Заранее позаботьтесь о том, где вы будете проводить свадьбу в рыцарском стиле

Лучшим вариантом будет средневековый замок, но, если у вас нет такой возможности, обратите внимание на рестораны и кафе. Вам нужно будет нанять декоратора либо самостоятельно заняться украшением банкетного зала

Аксессуарами для стилизации Средневековья прекрасно послужат: старинная посуда, тяжелые шторы, картины с изображением дворцов или рыцарей. Все это поможет перенестись в нужную эпоху.

Старинный замок

Церемония бракосочетания в старинном средневековом замке запомнится на всю жизнь. Если у вас есть такая возможность, арендуйте сказочный дворец с башнями, крепостными стенами, которые будут охранять вооруженные рыцари. Чтобы полностью воссоздать дух и красоту той эпохи, на территории средневекового замка стоит организовать рыцарский турнир, предупредив гостей, что поучаствовать сможет каждый желающий.

Ресторан в средневековом стиле

Свадьба в рыцарском стиле может проводиться и на территории стилизованного ресторана, где будет четко чувствоваться эта эпоха. Прекрасным выбором станет отель, напоминающий старинное строение с банкетным залом. Благодаря этому аренда помещения будет намного дешевле, и вам не придется самостоятельно заниматься искусственным воссозданием рыцарской атмосферы при помощи декораций и атрибутов. К примеру, стены могут быть украшены головами животных.

Празднование на природе

Если свадьба намечена на теплое время года, и вы хотите провести ее в необычной обстановке, стоит рассмотреть вариант праздника на природе. Трогательная выездная церемония и соревнования гостей, рыцарские турниры оставят неизгладимое впечатление и массу положительных эмоций. Вы сможете расположиться на территории парка, леса или берегу водоема. Заранее нужно позаботиться о деревянных стульях, найдите массивный стол, стилизованную старинную посуду. Любые полевые цветы и старинные свечи станут прекрасными украшениями и придадут нотку романтизма.

Женский готический костюм

Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.

В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.

Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней — ниспадали почти до земли.

В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.

Место проведения свадьбы

Для воссоздания атмосферы и ауры того периода истории, необходимо серьезно подойти к подбору места. Наличие неограниченного бюджета позволит арендовать помещение в замке или загородном поместье, если они есть на территории проживания молодоженов. Если же отсутствуют такие исторические архитектурные сооружения либо сумма средств несколько ограничена, то вполне допустимо остановит свой взгляд на ресторанном комплексе, можно загородном, где в декоре, в большом количестве, присутствуют деревянные, железные, каменные конструкции. Интересным решением может служить проведение свадьбы в трактире или кабачке, сделав намек на небогатый образ жизни. Свадебный праздник в теплое время года можно организовать на у реки, или на берегу лесного озера, расположив в шатрах широкие столы и скамейки.

Выбор редакции: Как организовать свадьбу за границей: преимущества и советы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector