Армянский национальный костюм
Содержание:
Мужской национальный костюм
Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик — Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар — Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.
Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.
Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.
Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.
Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.
Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.
Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.
Женский национальный костюм
Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.
В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.
Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха — из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.
Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.
Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском
Разновидности
Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.
Женский
Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).
Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.
Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.
Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.
Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.
Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.
На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.
Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего. |
Детский
Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.
До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.
Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.
В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».
Мужской
В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.
Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».
Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.
Головные уборы
Армянские мужчины носили разнообразные головные уборы: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.
Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.
Иногда шапки вязались из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.
Гораздо сложнее были женские головные уборы . Замужние женщины носили «башенку». Она достигала высотой 8-18 см и была сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.
В Западной части армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.
Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.
Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.
Стилизованные модели
В наши дни армянский национальный костюм получил свое второе развитие. Целый ряд знаменитых армянских дизайнеров вернули в моду не только традиционное армянское свадебное платье, но и многие элементы кроя, орнаментов и украшений. Кстати, для вдохновения они использовали в том числе и музейные коллекции.
Наибольшую известность получили ювелирные изделия Арпи Авдаляна. Умело дополняет свои модели традиционными ожерельями и браслетами дизайнер Аревик Симонян, владелица бренда Kivera Naynomis. Также национальные мотивы использует для своих моделей дизайнер Геворг Шадоян.
Армянский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Головные уборы и аксессуары
Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.
Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.
В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.
Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.
Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.
Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.
На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».
Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.
Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.
Детские наряды
Для малышей до наступления года шились просторные рубашки, но уже после первых именин наряд дополняли «архалухом». Одежда мешала ребенку нормально передвигаться и исследовать окружающий мир, но зато упрощала уход за проказником.
Не существовало различий в армянских костюмах ребят до семилетнего возраста. Позже девочек и мальчиков воспитывали по отдельности, а первую взрослую одежду дети получали с 10-12 лет.
Национальные костюмы подростков расшивали скромными узорами без использования вычурных украшений. В этом случае орнаменты носили защитный характер, были призваны оберегать молодое поколение от влияния темных сил, сглаза или порчи.
Обзор
Армянский национальный костюм, просуществовавший на протяжении долгих периодов исторического развития, был одним из сигналов самосохранения армянской культуры. Находясь на перекрестке различных восточных стилей, армянская одежда не только заимствована, но и играет важную роль в жизни соседних народов.
Костюм можно разделить на два основных региона: западные армяне и восточные армяне. Которые, в свою очередь, разделены на отдельные субрегионы.
Слева направо: Западный армянский мужчина, Новая Джульфа женщина, Ереван женщина, Агулис женщина, Джавахк женщина, Восточноармянский человек
Костюм армян Западной Армении в основном делится на две области:
1. Области восточных провинций: Тарон (включая Сасун ), Бардзр-Айк , Васпуракан и Багеш .
2. Область Себастиа , Кайсери , Киликия в западных штатах, и Харбердо — Тигранакерт на юге.
Первая группа придерживается традиций армянского костюма, а во второй прослеживается влияние некоторых анатолийских культур.
Восточноармянский костюм можно разделить на три области:
1. Сюник — Арцах , Зангезур , Айрарат .
2. Гохтан ( Агулис , Ордубад )
3. Гандзак , Гугарк , Ширак , Джавахк .
Цвета
В армянском костюме преобладают цвета четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. По словам армянского философа XIV века Григора Татаци, армянский костюм создан для выражения исконной почвы, белизны воды, красного цвета воздуха и желтого цвета огня. Абрикос символизирует рассудительность и здравый смысл, красный символизирует отвагу и мученичество, синий символизирует небесную справедливость, белый символизирует чистоту. Некоторые приемы изготовления этих костюмов сохранились до наших дней и активно используются в прикладном искусстве, однако есть приемы, которые были утеряны. Каждая провинция Армении отличается своим костюмом. Знаменитые центры армянской вышивки — Ван — Васпуракан , Карин , Ширак , Сюник — Арцах , Киликия — выделяются своим ритмическим и стилистическим описанием орнаментов, цветовых сочетаний и композиции.
Мужской костюм
Рубахи имели низкий воротник-стойку и разрез, застегивающийся спереди или справа. Особенно красивые (из шерсти ангорских коз) шили в Западной Армении. Помимо богато орнаментированной нагрудной части их рукава украшали длинными хвостами — полосками ткани с бахромой, также вышитыми цветными нитями. Архалух, национальный вид одежды армян, бытовал среди жителей городов и зажиточного крестьянства Восточной и Северной Армении. Этот кафтан типа бешмета, который надевали поверх рубах, отличался в различных областях страны цветом и длиной. Поясной одеждой были штаны. В комплексе с архалухом носили широкие и длинные штаны темных цветов. В Западной Армении носили шаровары с широкой мотней, которые собирали на поясе шнурком. Чаще они были коричневого цвета, в некоторых областях — белого. В Васпуракане и Сасуне длинные шаровары, стянутые у лодыжек, шили из ткани белого или другого светлого цвета и покрывали их цветной вышивкой.
Сельские жители Западной Армении, включая армян, живших в XIX — начале XX в. на территории Турецкой Армении (восточная часть современной Турции), отдавали предпочтение коротким курткам и безрукавкам. Обычно их шили из сукна, шерсти или меха (что позволяло легче сохранять тепло). Безрукавки могли быть с рукавами или без них. Праздничные вышивали шерстяными нитями и украшали аппликацией, бахромой, кисточками и бисером. Эти костюмы отличались особой красочностью и разнообразием форм.
Мужчина и женщина из Карина (окрестности Эрзурума) в старинных праздничных костюмах
Верхней одеждой армянских мужчин была чуха — распашной кафтан, аналогичный черкеске, распространенной и у других народов Кавказа. Его носили в любое время года, даже летом — по традиции этого требовали правила приличия. Бурка — валяная накидка из шерсти овец была популярна среди всех кавказских горцев — всадников и пастухов; ее носили, набросив на плечи.
Головные уборы. В комплексе с чухой армяне носили шапки типа папахи. В Западной Армении были распространены узорчатые шапочки: войлочные или тканые, которые обматывали пестрыми шарфами или платками с бахромой, наподобие восточных тюрбанов.
Поделиться ссылкой
Мужской костюм
Мужской национальный наряд — многослойный. Это стало его особенностью. А также одежда имела региональные особенности. Поэтому по внешнему виду жители сразу понимали, откуда приехал человек, появившийся в их краях.
В восточных районах
Армянские мужчины, проживавшие на востоке страны, составляли свой костюм из таких деталей.
Шаровары — шалвар
Национальные армянские штаны были синего цвета и шились также из шерсти или хлопкового материала. Подпоясывались сверху тонкой тесёмкой, на концах украшенной кисточками.
На востоке это был небольшой кафтанчик, который надевается поверх рубашки. Застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине. Шьётся из хлопка или шелковой ткани.
Чуха (черкеска)
Завершала костюм чуха. Это шерстяная черкеска, которую накидывали поверх архалука. Длина черкески должна быть ниже колена. Обязательно наличие длинных рукавов, которые откидываются.
Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.
В западных районах
Гардероб мужчин западной Армении также был составлен из традиционных частей, которые имели общее сходство с одеждой восточных районов. Однако на западе были приняты свои традиции.
Рубаха являлась привычной основой костюма. Но наряду с хлопковыми и шелковыми, здесь надевали шерстяные рубахи.
Шаровары — вартик
По-другому носили на западе штаны. Это повлияло на их крой. Фасон штанов был заужен книзу. Брючины обматывались тканью от щиколотки до колена.
Куртка — бачкон
Чтобы костюм был полностью завершенным, армянин, проживающий на западе страны, должен надеть бачкон. Это куртка, которая надевается поверх елека и перевязывается в несколько слоёв на животе широким поясом из ткани.
Подпоясывались мужчины основательно. Для этого им требовался не пояс, а большой лоскут ткани. Его обматывали вокруг талии, а в тканевых складках прятали табак, монеты и ножи.
Справка. Во время холодов мужчины надевали меховые безрукавки, сшитые из козьих шкурок.
Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме
Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.
Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.
Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.
Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.
Обувь [ править ]
Армянин из Нагорного Карабаха в Джорабсе , открытка Макса Тильке
С давних времен обувь была неотъемлемой частью традиционной армянской одежды. Мужская и женская обувь (вязаные носки и настоящая обувь) во многом были идентичны
Вязаные носки с узором — джораб и гулпас , которые, наряду с мужскими лосинами, были известны еще в урартский период и занимали важное место в армянской обуви. В традиционной повседневной жизни мужские и женские узорные джорабы плотно вяжутся из шерсти определенного региона
Они могут быть одноцветными или разноцветными, при этом для каждой области есть свой любимый узор и цвет. В Османской империиАрмяне и евреи были обязаны носить синие или фиолетовые туфли, чтобы обозначить свой статус меньшинств. Позже армянам пришлось носить красные туфли, чтобы показать османам, что они армяне. Они широко использовались не только в быту, но и имели ритуальное значение. Носки входили в приданое девушки и были одним из основных предметов обмена подарками на свадьбах и крестинах . Они были широко распространены по всей Армении и оставались во многих регионах до 1960-х годов .
Разновидности
Женский
В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».
Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.
Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой
Сверху он крепился на узкий поясок.
Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.
Детский
Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.
До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.
Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.
Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».
Мужской
В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.
Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.
Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.