Традиционные особенности белорусской одежды, обзор лучших брендов
Содержание:
- Белорусский народный костюм
- Традиционные ремесла и промыслы
- Мужская одежда
- Купалье (Купалле)
- Мужские головные уборы
- Мужской костюм
- История костюма
- Женский русско-народный костюм
- Сорочка
- Одежда городских жителей
- Немного истории
- Женский костюм
- Одежда городских жителей
- Женская одежда
- Развитие фабричного производства
- Свадебные традиции белорусов
- Гуканье весны
- Городская одежда
- Основные особенности
Белорусский народный костюм
Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.
Женские народные белорусские костюмы
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.
Стилизованный белорусский народный костюм
И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.
Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.
Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.
Читайте далее:
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Костюм казака для мальчика своими руками: казачий костюм для девочки
Костюм муравья для мальчика своими руками: основа костюма, шапочка
Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.
Костюм баклажана для мальчика и девочки своими руками: пошаговое выполнение костюма
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Костюм осени для взрослого своими руками: основа и декорирование костюма, шапка, венок, маска
Осенний костюм для девочки своими руками: идеи костюмов, фото, советы по созданию наряда
Традиционные ремесла и промыслы
Неземледельческие занятия, мелкое кустарное производство на основе индивидуального ручного труда на протяжении веков являлись дополнительным доходом и полезным занятием населения, помимо земледелия и скотоводства. В городах, в отличие от сельской местности, промысловые ремесла были подняты на более высокий профессиональный уровень, здесь производились не только всевозможные предметы домашнего обихода и кухонная утварь, но и сельскохозяйственный инвентарь, качественная обувь и даже транспортные средства.
Традиционными для белорусов являются такие ремесла, как ткачество, бондарное и гончарное дело, всевозможные изделия из дерева, из соломы, лозы и бересты, вышивка, валяние. До сих пор в деревнях еще можно встретить домашние ткацкие станки и прялки. Здесь живет трудолюбивый и рачительный народ, старшее поколение, как правило, предпочитает не покупать в магазине то, что можно сделать или вырастить своими руками.
Мужская одежда
Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.
Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.
Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.
Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».
Купалье (Купалле)
Отмечается в православный праздник рождества Иоанна Крестителя, но на языческий манер. Если копнуть глубже, то уходит корнями в древнейшие традиции и обряды белорусов и других славянских народов.
День Ивана Купалы отмечается в стране, особенно вне больших городов, с большим размахом. Легенды гласят, что в ночь с шестого на седьмое июля происходят совершенно необычные вещи, которые не случаются никогда более. Разговаривают леечные звери, оживают растения, в ночь зацветает никогда не цветущий папоротник, а в реках и, особенно, в лесных озерах плавают в прозрачной воде и выходят на берег русалки. Купающихся в эту ночь они стараются утащить на дно. Про Иванов день у белорусов существует огромное количество преданий.
Слово «купало» в древние времена означало нечто очень горячее и яркое, но злобное, буквально кипящее злостью. Поэтому на Купалье издавна поклонялись Солнцу, благодарили его, а также воду и землю, дающие жизнь. В знак этого разжигали большие костры и прыгали через огонь в знак его укрощения и очищения тела. После принятия христианства языческие обряды этого дня тесно переплелись с православными. В знак появления на свет в этот день Иоанна Предтечи, который крестил Христа и приходящих к нему людей водой, Купалье стали связывать с купелью и купанием. К прыжкам через костер присоединились обряды с водой. Однако этот день по-прежнему связывают с нечистой силой.
По сей день сохранились национальные традиции белорусов разжигать в этот день костры, плести венки и пускать их по воде. Собирается в парках и у воды в основном молодежь, самые смелые купаются. Однако и сегодня крепко поверье, что именно в этот день на воде гибнет больше всего людей. Считается, что в эту ночь лучше совсем не ложиться спать.
Мужские головные уборы
Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.
Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.
Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.
Мужской костюм
В состав национальной одежды сильной половины человечества входили: — рубаха с вышивкой по низу и вороту; — брюки; — жилет; — ноговицы (поясная одежда).
Белорусский мужской национальный костюм по своему покрою не отличается особой сложностью. Льняная рубаха шилась в виде туники с низким стоячим воротничком и длинными рукавами. Карманы в ней отсутствовали. Вместо них имелась небольшая кожаная сумочка, которую носили через плечо. Рубаху, которая всегда носилась навыпуск, подпоясывал цветной пояс.
Еще одной деталью национального мужского костюма белорусов являются портки. Для более бедного люда они шились изо льна. Богатые мужчины надевали поверх еще одни штаны – шелковые.
Немаловажная деталь белорусского национального костюма – бравэрка. Это однобортный пиджак для мужчин, пошитый из домотканого сукна. Спереди в нем предусмотрено два накладных и такое же количество прорезных карманов. Спина смоделирована с подрезной кокеткой и украшена хлястиком.
Борта и воротник отложные. Прямой рукав внизу часто отделан накладкой с пуговицей. В конце 19 – начале 20 вв. такой пиджак носили только мелкие шляхтичи и зажиточные крестьяне.
Частью белорусского национального костюма служила летняя мужская безрукавка. Ее называли камизэлькой (от слова «камзол»). Шили такую безрукавку из домотканого сукна.
В зимнюю пору белорусы носили кожухи из овчины. Зажиточные люди обшивали их дорогой тканью и украшали аппликациями и вышивкой. Самые богатые предпочитали носить меховые шубы. Существовала также верхняя одежда, пошитая из сукна. Называли ее по-разному: «кирея» или «чуя», «епанча» или «бурка».
История костюма
Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы.
Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Белоруссию, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».
Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Белоруссию для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.
Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.
К концу XIX — началу XX веков облик белорусского костюма устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, её форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён. Несмотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
Женский русско-народный костюм
Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.
Сарафан
Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.
Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).
Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.
Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.
Блуза
Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.
Или постройте по приведенному ниже чертежу.
Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.
Сорочка
Для многих женщин пошить белорусский национальный костюм своими руками не составит особого труда. Начнем описание этого процесса с сорочки. Для пошива данного элемента костюма заднее и переднее полотнище рубахи необходимо соединить при помощи прямоугольных вставок – поликов. При этом в центре должна образоваться прямоугольная горловина. Далее ее собирают в мелкие складочки и стягивают таким образом, чтобы вырез охватывал шею. Затем в горловину вшивается воротник-стойка прямоугольной формы. Разрез пазухи, который образуется спереди, прикрывается манишкой. На следующем этапе в проймы сорочки вшиваются рукава. В верхней части их украшают при помощи декоративного рубчатого шва-валика. В низу рукавов делается сборка, и к ним пришивается манжет.
Далее сорочка украшается вышивкой. Она должна присутствовать на манжетах и в верхней части рукава, на поликах, манишке и воротнике.
Одежда городских жителей
Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.
Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.
Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.
Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.
Немного истории
Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.
Время шло, границы государств менялись, а вместе с ними и народные традиции. К концу XIX — началу XX веков белорусский национальный костюм уже имел единый облик, в котором ярко проявлялись этнические черты. Здесь можно было найти и древние языческие элементы (в основном в орнаментах), и влияние городской культуры. Однако костюм не был одинаковым во всех уголках страны. Этнографы насчитывают около 22 вариантов, которые сложились в разных регионах: Поднепровье, Понеманье, Поозерье, Восточное и Западное Полесье и т.д. Различия проявлялись в основном в орнаментах, расцветке и крое одежды.
Женский костюм
В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:
— с фартуком и юбкой; — с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой); — с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом; — с фартуком, безрукавкой и паневой.
Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.
Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.
В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.
Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.
Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева
Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды
Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.
В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.
Одежда городских жителей
Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.
Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.
Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.
Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.
Женская одежда
Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:
- Юбка и фартук.
- Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
- Юбка и лиф-корсет.
- Понева, фартук и гарсет.
Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.
Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками
Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой
Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.
Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.
Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.
Развитие фабричного производства
Развитие фабричного производство способствовало использованию ситца. Также появилась мода на платки и косынки, которые были, в основном, ярких броских цветов. В тот момент в одежде стали появляться некоторые элементы городской моды.
Главным элементом национального белорусского костюма считается рубаха. Она отличалась от той же русской тем, что имела прямой разрез на груди. На праздничных одеждах этот разрез по бокам украшали причудливой вышивкой. Ещё одним праздничным атрибутом считался стоячий воротник высотой приблизительно 3 см, который застёгивался на пуговицу.
Льняные юбки шили из двух полотен. А вот суконные сшивали из шести продольных полос, делая при этом складки. Самой нарядной частью образа, которая отличала людей по сословиям, считался пояс. Шёлковые пояса, прошитые золотыми нитями, были самыми роскошными, но такие детали гардероба были лишь у богатых сословий. Украшения делали из камней, дерева, недорогих металлов и кости. Женщины дополняли наряды стеклянными или янтарными бусами. Представительницы состоятельных семей могли носить рубиновые или же жемчужные украшения.
Тёплая верхняя одежда у мужчин и женщин имела одинаковый ровный крой и шилась из овчины. Только женские модели имели больше декоративных элементов: подол и рукава украшались полосой овчины, вывернутой наружу.
Несмотря на соседство с братскими народами, культура с которыми во многом схожа, белорусская индивидуальность проявилась и в создании национальной одежды. Сейчас такие модели туристы могут увидеть в музеях и на народных тематических гуляниях.
Свадебные традиции белорусов
Свадьба или, по-белорусски, «вяселле» — один из самых любимых, веселых и традиционных национальных обрядов в стране. Какая бы ни была погода и сезон, как бы ни менялись политические события, свадьбы здесь всегда отмечались традиционно широко и с соблюдением огромного количества обязательных правил. В них, как и в других народных обрядах, смешались суеверия, христианские ценности, языческие ритуалы и многовековая мудрость.
Время бракосочетания
Белорусы, даже весьма далекие от церкви и соблюдения постов, очень ревностно относятся к тому, чтобы не справлять свадьбы в дни православных постов. Также запрет на торжество распространяется на кануны больших праздников и поминальные недели. Очень нежелательными считаются свадьбы в мае месяцы, високосные года и после смерти близких родственников.
Покупка свадебных нарядов и связанные с этим традиции
Платье невесты должно быть закрытым, откровенные наряды здесь крайне редко можно встретить и в наше время. Лучшим днем для покупки платья считается среда, а для туфель — пятница. Ни в коем случае нельзя давать примерять платье и фату подругам и знакомым девушкам. Если платье белое, то исключением из этого правила могла стать только девственница. Для тех, кто выходит замуж, будучи в положении, если этот факт не является тщательно скрываемым, полагается красное платье. В потайные места нарядов прикалывают обереги, образки и маленькие иконки. Особым оберегом здесь считается рябина. Ее листья принято класть брачующимся в обувь, а ягоды — жениху в карман. Еще одним сильным оберегом считается четверговая соль. Раньше ее всегда насыпали в мешочек и прикалывали в потайное место.
Кольца
Обручальные кольца должны быть обязательно куплены в одном месте и быть совершенно гладкими без резьбы, камней и рисунков. Их нельзя передавать, переплавлять и надевать поверх перчаток, даже свадебных.
Вход в дом жениха
При входе в дом будущего мужа невеста должна пригубить вино из бокала и выплеснуть его за спину, чтобы в доме никогда не было места пьянству. Также перед входом в дом она разбрасывает вокруг конфеты, которые с радостью собирает детвора.
Свадебный каравай
На белорусской свадьбе подарки не приято давать напрямую молодым. Для этого разыгрывается целое представление. Выпекается большой, обычно в несколько этажей, каравай, возле которого становится тамада (в Беларуси — дружко) с колотушкой. Громко стуча колотушкой о косяк, он вызывает по очереди каждого из гостей, громко и нарочито преувеличенно расписывая, кем работает и насколько богат этот человек. Вызванный подходит к молодым, говорит поздравление и кладет деньги на поднос (или отдает подарок). После этого для него отрезают кусок каравая и наливают стопку водки.
Это очень веселый обряд, особенно, если в роли тамады выступает многоречивый и остроумный родственник. Чаще всего на его роль выбирается крестный. Каравай может устраиваться дважды — для гостей со стороны жениха и со стороны невесты.
Снятие фаты
Особенностью белорусской свадьбы является то, что невеста переодевается и снимает фату не на второй день с утра, а после «каравая» (даже если он проводится на второй день). Свекровь лично снимает с невестки фату и повязывает на ее голову платок. В некоторых регионах в этот платок завязываются подаренные молодым деньги, после чего невеста должна на них посидеть в знак будущего богатства в доме. После «каравая» начинается танец невесты, который она танцует поочередно со всеми присутствующими незамужними девушками и девочками, поочередно надевая им на голову свою фату. Затем она уходит, чтобы переодеться в другое платье. Продавать или отдавать фату не положено. Она должна храниться в доме матери мужа в знак верности его супруги.
До сих пор многие старшие родственники ревностно следят за тем, чтобы между женихом и невестой, когда они рядом, никто не прошел, чтобы между ними не оказалась ножка стола, была поставлена одинаковая посуда, а также за тем, чтобы за стол они заходили по направлению часовой стрелки, а выходили — в обратном.
Все свадебные, семейные и прочие культурные традиции белорусов сложно описать даже кратко. При этом в каждом регионе страны обряды и правила могут быть совершенно разными, как и язык, вплоть до того, что одни белорусы порой с трудом понимают других. Особенно это касается восточных и южных регионов.
Гуканье весны
Это одна из самых веселых и интересных традиций белорусов, перекликающихся с Масленицей, проводами зимы. Но в силу крепких языческих устоев он принимает особенные, уникальные национальные черты. В первую очередь, национальные проводы зимы примечательны своим символом, в роли которого выступает аист. Аистов в этот день делают из всего, из чего только можно — из бумаги, из картона, из фанеры, из теста и т.д. Обязательно вешают его фигурки, особенно съедобные, на деревья. Могут развешиваться и другие снадобья, привлекательные для пернатых. На них слетаются птицы со всей округи, которые, по древнему поверью, несут на крыльях весну. Считается, что дом, во дворе которого соберется больше всего птиц, будет в следующем году самым счастливым, а урожай на земле его хозяев — самым богатым. Все это сопровождается песнями, плясками и традиционными хороводами.
Городская одежда
Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.
Основные особенности
В результате проведенных исследований было выяснено, что на территории Беларуси существует порядка тридцати разновидностей народных костюмов. Эту одежду можно увидеть в некоторых селах страны. Белорусские национальные костюмы до сих пор хранятся в бабушкиных сундуках в качестве семейной реликвии. Полотняные фартуки и сорочки, безрукавки, головные уборы и юбки – все это удивляет нас своей красотой, художественной мерой, гармонией и целесообразностью.
Белорусские национальные костюмы имеют свои особенности. Их выделяет композиционная завершенность и виртуозная обработка всех деталей, а также сочетание практичности с декоративностью.
Художественный образ, который создает белорусский национальный костюм, усложнен орнаментными украшениями. Это аппликации и кружево, узорное ткачество и вышивка, которые располагаются на рукавах, вороте, фартуке и головных уборах.