Как называется шапка у евреев на голове: происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время

Что такое хала ичем она отличается отбатона?

Халы на рынке Кармель в Тель-Авиве Michael Jacobs / Art in All of Us / Getty Images

Хала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Он может быть круглый или в форме косички, субботняя хала — это обычно плетеная косичка. От других хлебо­булочных изделий хала отличается в первую очередь кошер­ностью То есть хала приготовлена в соответствии с еврейскими религиозными традициями и употребление ее в пищу не противоречит канонам иудаизма., составом и симво­ли­ческим значением. Две халы на суббот­нем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция посы­лалась в канун субботы для того, чтобы евреи в субботу не собирали манну, да и сам Господь в этот день отдыхает. Другой известный еврейский хлеб — это маца, пресные лепешки, и от халы он очень сильно отличается. В состав мацы входят только мука и вода. Этот хлеб употребляется в праздник Песах, когда запрещено употреб­ление квасного, то есть дрожжевого, поэтому во время Песаха едят вот такой пресный хлеб.

Ханука — это еврейское Рождество?

Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в па­мять о хану­кальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иеру­салиме. В то время Иудея находилась под владычеством Селев­кидской дер­жавы, и император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллини­зации — он насаждал греческий язык, грече­скую культуру, и Второй Иеруса­лимский храм  Иерусалимский храм — центр религиозной жизни евреев. Разрушен в 70 году и, согласно пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии. был осквернен — там было устроено святилище Зевса. В ре­зуль­­тате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называе­мое восста­ние Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восста­новиться храмовое богослу­жение. А для этого нужно было восста­новить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иуда­изма. Ее нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освящен­ного масла для меноры. И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвеч­ника — ровно столько, сколько потребо­валось для изготовления нового освященного масла. С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и еще одна дополни­тельная — шамаш, от которой зажигаются остальные свечки. В тече­ние восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день.

Дети зажигают свечи в ханукальном светильнике. 1971 год

Такая курьезная путаница возникает из-за календарной близости Хануки к католи­ческому Рождеству, и с этим же связан успех праздника Хануки и его популярность. Восемь дней Хануки обычно выпадают на вторую половину декабря, и в некоторых западных странах, в которых Рождество отмечается с размахом, это государственный праздник. В массовой почтовой рассылке там, например, поздравляют не с Рождеством и Новым годом, а с зимними праздниками.

другие материалы на эту тему

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

Чем синагога отличается от храма и церкви

Объясняет историк Владимир Левин

 
Что значит шестиконечная звезда
Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной

 
Зачем евреям делают обрезание?
И еще 6 вопросов об иудаизме

Курс «История евреев»

Курс «Идиш: язык и литература»

Еврейский музей и центр толерантности

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Тора — это то же самое, что и Библия? А Талмуд?

Свиток Торы. Вена, 1797 год

Моисей на горе Синай получает две Торы — письменную и устную. Письменная Тора — это определенное количество книг. Начи­нается всё, собственно, с самой Торы — Пяти­кни­жия Моисеева, самой основы основ. Затем в канон включа­ется Невиим — это книги Пророков. Потом — Ктувим, Писания. Все вместе по пер­вым буквам (Тора — Т, Невиим — Н, Ктувим — это К либо Х  Буква «каф» может обозначать звук или .) получа­ется Танах, это аббревиатура. Танах практически полностью совпадает с Ветхим Заветом.

Талмуд — это, в сущности, закрепленный на бумаге устный закон. То есть понятно, что сначала люди долго-долго передавали друг другу устную тради­цию и не записывали ее. И более того, им было запрещено записы­вать. Так как школы разные и люди по-раз­ному относятся к закону и по-разному трактуют законы, они начинают вести дискуссию: а вот мой учитель говорил так, а мой учитель говорил так. И, собственно, все эти комментарии, дискуссии записаны в Талмуде. Можно бесконечно его изучать, собственно, чем иудеи и занима­ются. Но четко нужно понимать, что Танах — это Письменная Тора, Талмуд — это Устная Тора, устная традиция, которую впоследствии записали на бумаге.

Заимствования из других культур

Царь евреев Давид любил окружать себя роскошью и богатством. Когда он пришел к власти для страны началась эра подъема. Состоятельные люди облачались в яркие и пышные одежды, кричащие о состоятельности своего обладателя.

Однако череда восстаний и междоусобиц подточила стабильность государства и Израиль распалась на две части. В Иудеи сначала правили ассирийцы, с 788 года к власти пришли вавилоняне. Если детально изучать костюм евреев тех времен, то можно заметить большое количество элементов, свойственных для вещей ассирийцев. Когда власть переменилась в наряд добавились «вавилонские» детали.

Позже костюм еще несколько раз трансформировался под влиянием Рима и Греции. Под низ мужчины надевали рубаху из шерсти, сверху накидывали полотняную сорочку с длинными или короткими рукавами. Обязательно надевали пояс. У знатных евреев его декорировали драгоценностями и золотом. Представители низших слоев населения носили кожаные или войлочные ремни, а богачи – из шерсти или льна.

Не женская заповедь

Согласно общепринятому обычаю, женщины и девушки кипы не носят. Одна из причин этого заключается как в том, что сам смысл этой заповеди в напоминании о постоянном присутствии Бога  нашей жизни (см. выше). Но женщины, которые по природе своей гораздо более духовно интуитивны, чем мужчины, и обладают более сильной верой, не нуждаются в подобных напоминаниях.

В наше время иногда можно встретить женщин в кипе, однако они скорее всего относятся к одному из реформистских движений, где в угоду идеям о феминизме женщины стремятся исполнять и считающиеся традиционно мужскими заповеди (так же они, например, накладывают тфилин и читают Тору с бимы).

Важно отметить, что ортодоксальные замужние женщины все-таки покрывают свои головы — правда, не кипой, а при помощи платков, шарфов, шляпок или париков. Однако эти законы подразумевают под собой совершенно разные причины

Цель и особенности ношения

Кипа с иврита переводится как купол или полушар. У евреев популярно также другое ее название, а именно ермолка. Как утверждают ученые, данное название произошло от фразы «йерей малка». Она дословно переводится как «боящийся Бога».

Есть теория, согласно которой впервые на голове еврея появилась шапка накануне возникновения Храма Соломона. Она использовалась с целью предотвращения солнечного удара. Правда, также существует мнение, что таким образом люди опускали голову и скрывали лицо от гнева Господнего.

Женщинам носить кипы всегда запрещалось. Женский головной убор несколько иной. Он называется тюрбан. Также им допускалось использовать еврейские шляпы.

Ортодоксальные иудеи носят ермолку на постоянной основе. Консерваторы надевают ее лишь в синагоге во время трапезы. Реформистские евреи используют кипу лишь на праздники и в случае траура.

Этимология

Происходит слово «ермолка» от тюркского языка и чаще всего связывается со словом «ягмурлук», которое означает «дождевик». В употребление среди евреев это слово вошло через польский язык, в котором оно означает шляпу. Другие теории возводят слово «ермолка» к еврейским или арамейским корням и придают ему значение «боящийся Бога» или «страх перед царем». А вот что касается слова «кипа», то оно означает на иврите просто «покрытие». Так же называется, к примеру, купол, как архитектурный элемент. Кстати, говоря о том, как называется еврейская шапочка на голову, не лишним будет упомянуть и то, что ударение в еврейском языке в слове «кипа» падает на последний слог, тогда как в русском – чаще всего на первый.

Мода от Бога

Все правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма — Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета — это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.

Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, — «Будь скромен перед Всевышним». Скромность — «цниют» на иврите — подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).

Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность — во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода

Для сохранения нации в изгнании — в странах галута, или «рассеяния» — важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой — сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили

Пейсы у женщин. Еврейские пейсы — что это и кому разрешено их носить?

О чем говорят еврейские пейсы? Что это — дань моде или древние традиции? Прежде всего это отличительная деталь прически у еврейских мужчин, придающая им индивидуальность. Буквально пару веков назад длинные пряди волос были под жестким запретом. Давайте разберемся во всех подробностях и узнаем, для чего нужны локоны на висках.

Немного истории

Так, например, император Николай 1 активно боролся с «патлами» и насильно выдергивал их. Во времена гонения еврейской нации верующим мужчинам запрещено было демонстрировать принадлежность к древнему роду такими прическами. Практически все государства, в том числе Российская империя, придерживались такого же мнения. Иудеям не разрешалось отращивать волосы в области висков и облачаться в национальные наряды. Характерные одежды можно было носить только на территории молитвенного дома (синагоги).

Традиционный элемент еврейской жизни

Евреи часто называют пейотами (края) пейсы. Что это? Неподстриженные пряди волос, свисающие с области висков, которые можно еще завивать. В Йеменской Республике применяют термин синаним (признаки). Заповедь Торы гласит, что истинные иудеи не должны состригать края локон и бороду, поскольку эти элементы подчеркивают принадлежность к культуре и традициям.

Хотя данный постулат не является обязательным, это, скорее, предписание, которому не обязательно следовать. Однако большинство мужчин не готовы отказываться от традиционных пейсов и даже прививают традиции своим детям. Когда мальчику исполняется 3 года, ему перестают сбривать височную зону. К слову сказать, длина таких прядей может быть всего 6 см (на личное усмотрение). Согласно законам общины, религиозные иудеи помимо этой детали еще должны носить бородку и головной убор.

Накладные еврейские пейсы

А что же делать лысым представителям сильного пола? Для этого на помощь приходят накладные пряди. Разрешено их прикреплять к краям шляпы либо ермолки для формирования облика истинного иудея. Обычно искусственные локоны имеют завитую структуру, яркий черный оттенок с плавным переходом в естественную седину, которая придает натуральности.

Приобрести такой расовый «шиньон» сегодня не проблематично. Считается, что густые и длинные локоны более правильные. Их можно увидеть на висках как у юных мальчиков, так и у благообразных стариков. Даже сегодня, в 21 веке, большинство евреев строго следуют предписанным стандартам, это касается бороды, национальной одежды и прически (пейсы). Что это и кому разрешено носить этот важный элемент еврейской духовной культуры, подчеркивающий расовую принадлежность, мы с вами разобрались.

Виды ермолок

Существует множество видов и фасонов, которые может иметь еврейская шапочка. Как называется тот или иной из них, изучить и описать очень сложно, так как классификация может осуществляться не только по размерам, материалам, формам и цветам, но и по внутриобщинным традициям. Однако если изучить всю эту систему, то по ермолке будет легко вычислить, к какому религиозному течению принадлежит еврей. А в ряде случаев узнать и кое-что еще. К примеру, ашкеназские евреи носят кипы, имеющие четыре или шесть клиньев. Цвета при этом выдерживаются строгие, чаще всего это черный. А вот сефарды, напротив, любят маленькие цветастые ермолки с вышивкой или орнаментом. Приверженцы хасидизма предпочитают прятать свои кипы под шляпами и меховыми шапками. Некоторые из них носят белые кипы в знак того, что они занимаются изучением каббалы. Кстати, существуют и специальные кисточки, которыми может украшаться еврейская шапочка. Как называется с косичками кипа, сделанная из бархата, тоже известно — штраймл. А вот хабадники носят строгую шестиклинку черного цвета.

История еврейского костюма

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху — шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота, стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик.Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

Другие национальные головные уборы

Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.

Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.

Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.

Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.

Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.

Дашек

Колпик меховой

Традиционная шляпа плуш

Свадебная кепка киппот

Сатиновая ермолка идиш

Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют

Иудейская шапка является далеко не единственным головным убором среди евреев. Поверх нее может надеваться каскет, дашек или черная еврейская шляпа. Вариаций подобных изделий насчитывается не менее тридцати. Например, хасидские ребе могут использовать колпик, который изготавливается из коричневого меха.

Среди потомственных иудеев Йерушалми классической является еврейская шляпа плуш. Она также известна под названием фликер-теллер, что переводится, как летающая тарелка. Характерными ее особенностями считаются довольно низкие тулья, не превышающие десяти сантиметров, а также широкие поля. Нередко при их пошиве используется велюр, визуально схожий с коротким черным мехом. Подобными характеристиками также обладает самет.

Также отдельного внимания заслуживают киппоты. Это обычная шляпа, которую принято в определенных диаспорах носить в религиозных соображениях. Тюбетейка идиш представляет собой войлочный или сатиновый колпачок, оснащенный подкладкой из хлопка. Среди мужчин популярны не только кипы, но и шляпы, а также меховые шапки.

Замужние дамы покрывают голову платком. Волосы у них считаются продолжением тела и созерцать эту красоту можно исключительно мужу. Также в качестве головного убора может использоваться шейтель. Это парик, изготовленный из волос.

Кипу нельзя назвать обычной шапочкой, благодаря которой ее владелец выделяется из общей массы. Она является своеобразным символом, указывающим на скромность, смирение и преклонение перед Богом. Головной убор также демонстрирует принадлежность к той или иной общине, указывает на происхождение мужчины.

Мода от Бога

Все правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма — Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета — это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.

Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, — «Будь скромен перед Всевышним». Скромность — «цниют» на иврите — подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).

Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность — во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода

Для сохранения нации в изгнании — в странах галута, или «рассеяния» — важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой — сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили

Общие рекомендации

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей. Как красиво завить длинные волосы, читайте на нашем сайте.

Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе

Как называются кудряшки у евреев и что они символизируют

Пейсы- обязательный атрибут для любого ортодоксального еврея. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках.-В Торе есть запрещающая заповедь: “Не закругляйте углов ваших волос головных” (Ваикра, 19:27).

По сути, любая длина волос на висках дозволена, но у многих возникает желание исполнить ее наилучшим способом и как можно явно показать отличие от нееврейского окружения.

Как и у любого вероисповедания в иудаизме есть свои особенности. В давние времена, когда евреи становились жрецами других богов, они полностью выбривали волосы на голове.

Да и в наши дни существует процедура, если верующий нарушил религиозные традиции и законы, он сбривает пейсы. Поэтому можно сказать, что длинные пряди у висков- это отличительная черта иудейского народа, имеющая мистический и сакральный смысл.

Нацистские гонения также не способ проявлениям еврейского происхождения, многим приходилось скрывать свое происхождение, вынужденно не следовать законам Торы,отказываться от символов и знаков принадлежности к вере.

Как делают пейсы

Четких указаний как именно должны выглядеть волосы у висков нет, поэтому способ укладки и ношения допускается разный. Даже в Израиле вы не найдете одинакового уложенные пейсы.

Участники консервативных иудейских общин уже традиционно оставляют длинные, слегка закрученные волосы на висках.

Разные общины определяют свое видение, как именно нужно носить пейсы. Все зависит от традиций, места проживания, толкований Торы и тому подобного. До сих пор некоторым приходится скрывать их под головным убором, кто-то убирает за уши, завязывает на макушке.

Нет единого мнения какой именно способ ношения более правильный и предпочтительней

Евреи приводят несколько вариантов происхождения этого слова: йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», где Царь- это Бог и йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

В специализированных магазинах единообразный вариант найти невозможно. Ситуация такая же как и с пейсами, разные религиозные группы предлагают свои модификации шапочек. Разняться они по таким критериям:

  • Размер.
  • Цвет основной и цвет подкладки.
  • Материал для изготовления.
  • Фасоны.
  • Форма.
  • Отделка и декор.

Ермолки носят в храме, за молитвой, за чтением Торы, во время приема пищи, надевают во время похорон и в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Правоверные иудеи ее практически не снимают никогда.

Согласно цниюту – иудейскому закону о женской скромности женщина не должна появляться на людях с непокрытой головой. Верующие иудейки носят платки, полностью покрывающие голову, чтобы ни один волосок не было видно. Однако общество развивается, некотором традициям становится сложно следовать, чтобы избежать неловкостей на работе или учебе.

Относительно недавно был найден выход — вместо платка ортодоксальные иудейки стали надевать парики. Технически это соответствует закону, но парики удовольствие недешевое, и уход за ними нужен кропотливый и аккуратный.

  • Рейчел Фрейер — первая судья-хасидка в штате Нью-Йорк на постоянной основе носит шейтель;
  • Британская актриса Рэйчел Вайс, была воспитана в католичестве, но приняла иудаизм;
  • Актриса Ева Грин не придерживается канонов религии, но считает себя еврейкой;
  • Сара Львовна Манахимова, более известная под псевдонимом Жасмин, относится к субэтнической группе евреев Северного и Восточного Кавказа;
  • Натали Портман, актриса имеет двойное гражданство Израиля и Америки. Ее свадьба проходила по всем правилам иудаизма.
  • Шани Атиас / Shani Atias — израильская актриса и модель;
  • Скарлетт Йоханссон, актриса всегда признавала свою принадлежность к еврейскому народу отмечает иудейский праздник Ханука.
  • Дредлоки или дреды. Характерны для народов Северной и Западной Африки, семитских народов в Передней Азии и для других индоевропейских групп;
  • Традиционные английские прически отличаются особой аккуратностью и сдержанностью. Самая классическая прическа- гладкий ровный пробор и низкий пучок из волос;
  • Корейские девушки до сих пор отдают дань наследию предков и украшают свои волосы шиньонами, косами, сложным орнаментом и массивными заколками, собирающими невероятное наслоение локонов на голове;
  • Самыми сложными прическами славится Япония. Традиции диктуют носить прически из нескольких элементов: пучки, валики, подушечки, гребешки, косы, цветы, шпильки, а иногда даже парики. Все это может присутствовать сразу в одной прическе.

Мир прекрасен в своем разнообразии.

Различные национальности, языки и культурные традиции создают пестрое полотно, которое не только интересно изучать, но и окунуться в другое восприятие мира крайне полезно. И каждый на этом полотне найдет кого-то свое по убеждениям.

Нравятся ли вам японские прически?

Форма и особенности кроя

Ермолки могут обладать самыми разнообразными размерами. Встречаются как большие, так и средние, совсем маленькие варианты. Их могут не только шить, но и вязать. Зачастую при их изготовлении применяется цельный лоскут материи и особый крой, при котором подразумевается наличие выточек. Также головные уборы могут шить из отдельных лоскутков и клинышков. В завершение работы их оснащают по периметру манжетой. Визуально она оказывается незаметной.

По форме ермолки можно разделить не несколько видов:

  • восьмиклинные;
  • четырехклинные;
  • шестиклинные;
  • плокие;
  • остроконечные.

Ортодоксы, например, отлают предпочтение вязаным, маленьким шапочкам. Среди хасидов, относящихся к группе консерваторов, востребованы изделия, покрывающие больше половины головы. Как правило, они также отличаются кроем, нередко плоские, оснащенные каймой.

Есть также совсем миниатюрные модели, которые известны под названием кипат-груш. Они могут попросту затеряться в волосах, но при этом отлично видны на выбритой голове.

Традиционная еврейская шапка

Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.

Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.

Происхождение

Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».

Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».

Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).

В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:

  • по размерам;
  • по цвету не только верха, но и подкладки;
  • по материалу – бархатные, шелковые;
  • по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
  • по форме – остроконечные и плоские;
  • по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.

Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.

Как носили раньше и носят в наше время

Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.

Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.

Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.

Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.

Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.

Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.

Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.

Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.

А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector