Как называется кавказская шапка из овчины

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Виды папах

Типы головных уборов различаются высотой меха, материалом, вышивкой донца.

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберем, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Его носили атаманы, казаки с хорошим финансовым достатком. Шили шапки из шкур с длинным мехом.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

В него вкладывали металлические пластины, чтобы уберечься во время сражения.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Головной убор призван воспитывать гордость и характер хозяина, выработать привычку держать спину ровно.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

Папаха «воронье гнездо» имеет черный цвет и высокий мех.

После революции

Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине «Этно-Шоп». На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

Читайте далее:

Уход за шерстяными изделиями. как ухаживать за шерстяным пальто, папахой и свитером

Что такое шапка кубанка? история появления кубанки. каково ее значение сегодня? образы с кубанкой для модниц.

История кроссовок: история появление обуви  «сникеры»

Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время

Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Лампасы на брюках: что это такое, история и современность детали

История рюкзака: история создания рюкзака и типы рюкзаков

Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Бейсболка это: описание, история и особености головного убора

История валенок: когда появились на руси, кто придумал, интересные факты о валенках

Сафьяновые сапоги — что это такое: история, особенности выделки сафьяна

Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности

Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время

Кавказские традиции

И все же, никто не ценит так папаху, как горцы, для которых она является национальным атрибутом. На Северном Кавказе специально разводят овец ценных пород, шерсть ягнят которых способна конкурировать с мировыми аналогами.

Конечно, качественная папаха, каракуль для которой «выращен» в чистых высокогорных районах с соблюдением всех «правил» выпаса и кормления, заметна сразу.

Именно такую вещь стараются приобрести в качестве дорогого подарка уважаемому мужчине. Потому что для кавказца папаха – это предмет гордости! Недаром горцы говорят, что папаха носится вовсе не для тепла, а для чести. Ее даже уронить считается неприличным, а уж тем более потерять. Каждый мужчина на Северном Кавказе знает, что если голова на плечах цела, то на ней должна находиться папаха.

Интересно, что даже выкроена такая шапка по-особому. Вы заметили, что горцы ходят с гордо поднятой головой? Конечно, это во многом определяется менталитетом и все же, не последнюю роль здесь играет все та же папаха – это она «не позволяет» кланяться без причины.

Даже если кавказец пришел к другому «бить челом», то, в отличие от русского просителя, он никогда не снимет папаху. Правда, есть одно исключение – если мужчина просит прощения за кровную месть. Поэтому особой обидой считается, если в порыве спора национальную шапку сбили на землю. Вообще, на Кавказе популярна такая присказка, что потерять папаху можно только с головой.

И настоящий горец живет по такому принципу. Известный в нашей стране артист балета Махмуд Эсамбаев, будучи депутатом Верховного совета в Советском Союзе, на заседаниях всегда был в головном уборе, потому что, это была папаха!

А еще ходят слухи, что гордые кавказцы не пользуются сейфами – в качестве секретного «ящика» у них выступает опять же головной убор. И в это можно поверить, а вот проверять не стоит: помните, что сбитая шапка – это обида и унижение. А обижаться и мстить горцы умеют.

Убедительная просьба: если вы делаете подарок в виде дорогой папахи уважаемому человеку, но он «пришлый» на Кавказе, расскажите ему о традициях, научите, что эта шапка должна стать единым целым с его мудрой головой.

«Шапка из каракуля»

Есть еще одна категория людей, для которых папаха каракулевая – это стильный и дорогой элемент одежды. Модники с особым старанием изучают рисунок меха, его густоту, цвет и шелковистость.

Ведь ценность представляет шкурка, снятая на 1-3 день после появления ягненка на свет. А дальше с каждым днем мех грубеет, теряет блеск и отчетливость рисунка. Трудно представить, но завитки шерсти у каждого животного свои, неповторимые, как линии на ладони у человека. Правда, условно рисунки все же можно разделить на категории:

  • если расположение завитков хаотичное, то такой «материал» относят к разряду дешевых;
  • а вот выстроенные в своеобразные ряды завитки шерсти делают каракуль ценным, а вещь из него очень дорогой.

Итак, у настоящего каракуля строго определенная длина меха на завитках, а сами они выстроены в конкретный рисунок. Но это еще далеко не все.

Скажем откровенно: качество этого материала определяется по 20 параметрам!

Каракуль удивительным образом держит форму, ведь короткий ворс не оттягивает шкурку, поэтому материал и используют для изготовления высоких папах.

Модницы же с удовольствием носят легкие, элегантные шубки их этого материала. Модники по достоинству оценили спортивные куртки и классические пиджаки, которые смотрятся просто роскошно.

Так что купить папаху каракулевую – это одно, а вот использовать ее по назначению – это другое. Будьте внимательны!

Меховые шапки (тери берк)

Обилие сырьевой базы предоставляло карачаевцам и балкарцам широкие возможности при изготовлении меховых головных уборов. Из всех меховых шапок, которые изготовлялись со второй половины XIX в., самой престижной была шапка из каракуля (бухар). Название «бухар» говорит само за себя- мех для этих шапок, видимо, попадал в Карачай и Балкарию из Бухары. Название это свидетельствует об этнических связях карачаевцев и балкарцев с жителями далекой, но генетически родственной Бухары. Шапки из каракуля носили в основном представители имущих слоев карачаево-балкарского общества, в основном взрослая молодежь; знать же надевала их даже на маленьких мальчиков. Из всех цветов для таких шапок карачаевцы и балкарцы для молодых парней отдавали предпочтение золотистому цвету (алтын бетли- сур); вторым по престижности для молодежи шел серый цвет (кек бетли), а последним- черный (къара бетли). Если первые два цвета предназначались, как правило, для молодежи, то черный- для мужчин пожилого возраста.

По престижности за каракулевыми шли шапки, изготовленные из собственного сырья- из шкур молодых ягнят, которых забивали в разном возрасте специально на шкуру, а также и для сычуга, используемого для приготовления «къарачай-малкъар бышлакъ» (карачаево-балкарского сыра). В зависимости от возраста ягненка шкура носила различное название. Многовековая практика овцеводства у карачаевцев и балкарцев выработала разумное, рачительное отношение к животным. Маленьких ягнят забивали у тех овцематок, которые по возрасту были уже на пределе плодоношения. Этих овец, забив весной их ягнят на шкурки, летом усиленно о пасли на альпийских лугах, которыми изобиловала территория Карачая и Балкарии, а осенью забивали на мясо, заготавливаемое впрок (согъум).

Карачаевские и балкарские традиционные меховые шапки (къарачай, малкъар берк) во второй половине ХIХ- начале XX в. имели различную отделку. Это были круглые высокие шапки- тегерек, края которых отделывались различным мехом, а верх был из дорогих тканей, как правило, из кашемира или сафьяна (сахтиян), по цвету меха. Говоря о цвете шапок, следует сразу отметить, что карачаевцы и балкарцы вообще не были привержены к особо броским цветам. Не одобрялись в народе, особенно Большом Карачае, и пестрота, крикливость, вычурность. Как во всем быту, так и в одежде прежде всего ценилась качественность, добротность, насыщенность окраса.

Детские меховые шапки

Детские меховые шапки имели верх не только из шерстяной ткани, но (в социальных верхах) и из бархата. Обшитые галуном (окъа), такие шапочки на макушке имели еще черненую серебряную бляшку в форме волчонка, лисенка, медвежонка, орленка и т.п.

Шапка из местного меха уступала шапке из каракуля. Но так как карачаевские овцы тоже из породы грубошерстных, завиток шерсти новорожденных ягнят у них довольно сильно выражен, и довольно часто попадаются такие экземпляры, которые трудно отличить от каракуля. Такие шапки, изготовленные из местного сырья, нередко оценивались довольно высоко по шкале престижности. Особенно высоко такие шкурки оценивались на рынках Кавказа; имели успех они и далеко за пределами региона. Карачаевцы и балкарцы, особенно первые, продавали их в большом количестве. Карачаево- балкарское название таких шкурок- «керпе»- вошло во многие языки народов Кавказа и вышло даже за пределы. Для собственных нужд керпе карачаевцы и балкарцы употребляли широко. Из керпе они шили целиком меховые шапки, особенно социальная знать, шапки которых выделялись и по высоте. Из керпе карачаевцы и балкарцы шили также специальные головные уборы, которые надевали только ночью,- кечеги берк. Это были невысокие шапки, чаще из одного только меха, но иногда отделанные по внешнему краю нешироким мехом, с верхом из кожи (сахтиян), окрашенной в нужный цвет. Такие шапки носили очень пожилые люди. Изготавливали также из двух слоев меха- изнутри и снаружи, для тепла. Снаружи обшивали мехом с длинным ворсом, а изнутри клали мех новорожденных ягнят, которые выполняли здесь роль каракульчи. Пастухи на коше носили круглые высокие меховые шапки — чырпа берк из несколько переросшего керпе.

Немного истории

Овцы, которые дают человеку столь красивый мех, относятся к породе каракульских, их родиной считается Средняя Азия. К чести этих животных отметим, что они первые, которых человек решил разводить не ради мяса и шерсти, а ради красивого меха. С тех пор прошло не менее 13 веков. За это время сам каракуль приобрел мировую известность, а партии каракульских овец в 20 веке импортировали и в Австрию, и в Африку, где эти неприхотливые животные легко прижились.

Новые климатические условия и рацион питания сделали свое дело, поработали и селекционеры, и вот сегодня на мировом рынке представлен каракуль не только традиционный среднеазиатский – узбекский или афганский, но и намибийский.

Виды папах

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в

папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

«воронье гнездо»

ЧЕЧНЯ. Чеченская папаха — «шапка для чести»

ЧЕЧНЯ. Папаха – традиционный головной убор, популярный у горских народов и русских казаков на Кавказе. Знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев даже на паспорт сфотографировался в папахе, хотя это противоречило советским законам. Однако мало кто знает, что чеченская папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.

Когда и как появились папахи

Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.

Особенности чеченской папахи

По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

Папаха как символ чести и достоинства

Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.

Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.

«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.

Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь.

Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.

checheninfo.ru

О мехе

Скажем сразу, что овчина – это мех взрослой особи, он длинный, теплый, но не самый красивый.

Намного прочней папаха каракулевая, ведь для ее изготовления используют нежные шкурки только что родившихся ягнят. Шелковистый, мягкий, упругий и густой каракуль имеет, без преувеличения, уникальный рисунок, который создают хаотично расположенные завитки шерсти. Эту-то красоту используют не только для изготовления папах, модницы шьют из каракуля великолепные шубы, жакеты и пр.

Что касается цвета, то данный вид меха природа «представляет» в следующих вариантах:

  1. Классический черный.
  2. Серый.
  3. Коричневый.
  4. Самый редкий – белый.

Все видели серые стальные папахи на головах российских генералов и маршалов, а черные— являются головным убором адмиралов и капитанов 1 ранга в ВМФ.

Сегодня селекционеры предлагают новые, совершенно невероятные «расцветки»: вы встретите каракуль и платиновый, и золотистый, и даже янтарный. Кому же предназначены такие шкурки?

История и определение папахи

Папаха — это головной убор, сшитый из овчины, каракуля. Его возникновение связывают с элементом военной формы народов Кавказа.

Мужской головной убор присутствует в гардеробе народов тюркских корней.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств:

  • в казачьих войсках;
  • в конвое Александра I;
  • степные войска на Урале, в Забайкалье;
  • кавказские войска Дагестана и Осетины;
  • конный дивизион Туркмении;
  • сибирские войска.

В 1992 году папаха как головной убор военнослужащих сил была отменена. Вновь ввели ее в ряды армии только в 2005 году. Носить шапку имеют право генералы, полковники Вооруженных Сил РФ.

До 1812 года головной убор шили из шкур медведей, баранов, волков. Человек показывал свои способности к охоте. А шапки отличались повышенной прочностью, способностью сгладить удар шашкой.

Папахи для парадного выхода обшивались галуном серебряного цвета, шириной 1 – 2 сантиметра.

В начале ХХ вв. донские, астраханские, оренбургские, сибирские, семиреченские казаки носили головные уборы только серого цвета. В период войн их сменяли черные. Папахи шили конусообразные с коротким мехом. Яркие цвета были под запретом.

Каждый мужчина имел три папахи: для свадьбы, повседневной носки и траурную.

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.
До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector